Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 221 — нигса Стефана, зато, что они говорили, будто одна воля и дѣйствіе въ двухъ
есіествахъ единаго Христа Бога нашего». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Эти слова не требуютъ критики, потому что они разсмотрѣны выше.
Но своими нечисшми умозаключеніями они снова выставляютъ на видъ свя¬
тые соборы, говоря такъ»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Итакъ эти шесть святыхъ и вселенскихъ соборовъ благочестиво іі бо¬
гоугодно изложили догматы нашей непорочной христіанской вѣры; будучи на¬
учены изъ богоігреданныхъ евангелій, они предали, что одна ѵпостась во
Христѣ Господѣ и Богѣ нашемъ имѣетъ два естества и двѣ воли и два дѣй¬
ствія, и учили, что одному и тому же принадлежатъ и чудеса и страданія». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «О какая заносчивая и тщеславная мысль! Они пытаются учить цер¬
ковь, какъ будто она не познала еще божественныхъ догматовъ: между тѣмъ
какъ объ ней засвидѣтельствовано, что она преисполнена всякой премудро¬
сти, какъ громогласно (по внушенію) Духа провозглашаетъ это учитель ея
тайнъ (рюзтаушуоі) божественный апостолъ, говоря о ней: да скажется на¬
чаломъ и властемъ церковію многоразличная премудрость Бооюія (Ефес.
3. 10). Итакъ они судятъ не только неправильно, но и очень опасно, такъ
какъ ставятъ такой вопросъ, который не подлежитъ изслѣдованію; потому
что церковь каѳолическая приняла и запечатлѣла эти догматы, какъ твердый
якорь, и нисколько не нуждается въ назиданіи этихъ учителей. Но вмѣстѣ
сь этими догматами она приняла и честныя иконы, и огцы вайи удостаивали
ихъ почитанія: они изображали ихъ въ созидаемыхъ ими честныхъ храмахъ;
изображали ихъ также и на всякомъ приличномъ для того мѣстѣ и съ любо¬
вію лобызали ихъ. Между тѣмь эти учители дерзнули поставить себя выше
всего божественнаго сонма и воздвигли, на перекоръ имъ, свой собственный
тронъ, возгордѣвшнеь подобно отцу лжи діаволу. Они оскверняли и оскорбляли
святыни, и продавали ихъ огню. О злодѣяніе! Да исчезнетъ ихъ замыселъ и
да сохранитъ Господь народъ Свой отъ этого тлетворнаго зла. Дай Богъ,
чтобы всѣ послѣдовали каѳолической церкви, принимали изображенія изъ
евангельской исторіи, а равно и изображенія мученическимъ подвиговъ, и
чтобы съ любовію лобызали ихъ, какъ издревле приняла эта святая церковь
Божія. Затѣмъ, не оставляя своихъ хитросплетеній, они иуст'ословятъ такъ»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Мы съ большимъ тщаніемъ и осмотрительностію, по вдохновенію Все-
свягаго Духа, изслѣдовали и познали эти догматы и при этомъ нашли, что
противъ самаго необходимаго изъ нихъ для нашего спасенія, то есть домо¬
строительства Христова, богохульствуетъ неимѣющее въ нихъ основанія искус¬
ство живописи и что имъ подрываются эти шесть святыхъ и вселенскихъ
богособранныхъ соборовъ». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Есть тщаніе и осмотрительность, направленныя ко лжи, какъ напр.
Авессаломъ съ Ахитафеломъ употреблялъ тщаніе и осмотрительность противъ
своего отца. Подобно тому сдѣлали и эти учители противъ святыхъ отцевъ.