Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 219 — Діаконъ Епифаній пропиталъ: «Они хвалятся и гордятся многочисленностію своего собранія. Предво¬
дительствуя возбужденною противъ церкви толпою, они не сдерживаютъ языка
своего, болтаютъ о томъ, на чю не имѣютъ никакого права, и высказываютъ
клевету на небо. Подобно еврейскому народу оии размножились и сдѣлались
многочисленны, но не благоволилъ къ нимъ Господь. Почему? Потому, что
изгнавъ себя изъ церкви, они блуждали въ безводной пустынѣ, не имѣя ду¬
ховнаго вина, веселящаго сердца человѣческія. Затѣмъ они провозглашаютъ
о себѣ, показывая видъ, будто слѣд)ютъ постановленіямъ соборнымъ, а на
самомъ дѣлѣ отвергая эти соборы. Они говорятъ слѣдующее». Епископъ Григорій прочиталъ: «ІГа первомъ мѣстѣ стоитъ святый и вселенскій великій соборъ, созван¬
ный въ Никеѣ при святомъ и великомъ императорѣ Константинѣ. Эготъ со¬
боръ лишилъ священнаго достоинства нечеетивѣйшаго Арія за то. что онъ
говорилъ, будто несозданный Сынъ Божій, единосущный Отцу и Святому
Духу, имѣющій во всемъ одинаковую съ Ними честь и славу, есть тварь.
Онъ же провозгласилъ и богоизреченный сѵмволъ спасительной нашей вѣры.—
Затѣмъ слѣдуетъ соборъ ста пятидесяти святыхъ отцевъ, собравшихся въ
этомъ царствующемъ городѣ при императорѣ Ѳеодосіѣ великомъ. Оиъ осудилъ
духоборца Македонія, какъ изрекавшаго богохульство противъ Всесвятаго и
несозданнаго Духа и нечестиво учившаго, будто Онъ не единосущенъ Отцу
и Сыну. Онъ продолжилъ тотъ же сѵмволъ спасательной нашей вѣры, под¬
твердивъ, что Святый и Всемогущій Духъ есть Богъ». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Эти два святые вселенскіе собора приписалъ и нечестивый Несторій
и примыкавшіе къ нему еретики. Такъ и ихъ соборъ, предводительствовав¬
шій толпами черни, принималъ эти соборы, а между тѣмъ ввелъ другую
ересь, согласно характеру которой приверженцы ея святою вселенскою цер¬
ковію Божіею названы были обвинителями христіанъ, такъ какъ они ни въ
чемъ не отличаются отъ людей безумныхъ, которые, видя солнце надъ зем¬
лею, говорятъ другъ другу: отъ блеска солнечнаго сдѣлались невидимы звѣзды;
теперь день, а не ночь. ІІоиусгу разсуждая о ясномъ и очевидномъ, они
продолжаютъ»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Послѣ этихъ соборовъ слѣдовалъ соборъ двухъсотъ святыхъ отцевъ,
впервые собравшійся въ Ефесѣ при императорѣ Ѳеодосіѣ младшемъ; онъ
осудилъ мыслившаго поіудейски Несторія, который думалъ, что Христосъ
Богъ Слово пребываетъ отдѣльно отъ другаго Хряста, родившагося отъ жены,
и представлялъ, что особо и отдѣльно находится Богъ Слово и отдѣльно че¬
ловѣкъ, а потому училъ, что двѣ ѵпостаси въ одномъ Христѣ, и отвергалъ
ѵпостасное единство, по которому воздается поклоненіе не одному въ другомъ,
но мыслится единый Іисусъ Христосъ, Сынъ единородный, Которому воз¬
дается единое поклоненіе вмѣстѣ съ Его плотію». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Этотъ соборъ принимали и Евтихій и Діоскоръ и другіе единомыслен¬
ные съ ними, но они однакоже остались еретиками, такъ какъ ввели Другую