Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
216 - били выраженіе: «именемъ Христа».—Очевидно, что сказавъ: «навиваемую
именемъ Сына», онъ выражается противъ аріанъ, какъ богохульствующихъ
противъ высшаго и несозданнаго божественнаго рождепія Сына. Потому то
онъ и выставилъ на видъ начальниковъ этой ереси, сказавши: «разумѣю
Арія, Евномія, Кндоксія и Аэтія». Они же, сказавши: «Христа» вмѣсто:
«Сына», пытались это богохульство примѣнить къ изображенію честныхъ
иконъ. Итакъ они въ этомъ случаѣ оказались лжецами и обманщиками. Далѣе
они присовокупляютъ то, что не имѣетъ нпкакого основанія». Епископъ Григорій нрочиталъ: «Поэтому какъ древленачальникъ и совершитель нашего спасенія Іисусъ
послалъ всюду Своихъ премудрыхъ учениковъ и апостоловъ, облеченныхъ
силою Всесвятаго Духа для уменьшенія таковыхъ (идолопоклонниковъ); такъ
и нынѣ Онъ воздвигъ служителей Своихъ, подобныхъ «апостоламъ, вѣрныхъ
нашихъ императоровъ, умудренныхъ силою того же Духа, для нашего усо-
вершенія и наставленія, для истребленія демонскихъ оплотовъ, воздвигаемыхъ
противъ познанія Бога, и для обличенія діавольскаго коварства и заблужденія» Епифаній, діаконъ и кувуклисій, прочиталъ: «Кто когда либо говорилъ такую клевету на небо? Какое нечестіе мо¬
жетъ быть грубѣе этого? О какое безстыдное и злое богохульство! О тайное
коварство и злодѣяніе! Они говорятъ, какъ люди, наученные коварству самимъ
діаволомъ; потому что ясный и свѣтлый взоръ и взглядъ, приводящій насъ
къ славѣ Божіей, при помощи котораго мы постигаемъ высоту уничиженія
Бога 'Слова и приходимъ къ воспоминанію жизни Его во плоти, Его стра¬
данія и спасительной смерти, они осмѣлились назвать демонскимъ оплотомъ,
воздвигнутымъ противъ познанія Бога, л діавольскимъ коварствомъ и заблуж¬
деніемъ. Они натянули свой твердый лукъ, чтобы застрѣлить въ, тайномъ
мѣстѣ неповиннаго (Псал. 63, 4). Ибо если бы они исповѣдали, что для
истребленія идоловъ были посланы облеченные силою с выше святые ученики,
по сошествіи на нихъ Снятаго Духа; то уже они не говорили бы, что дру¬
гіе воздвигнуты были послѣ того, какъ преданіе и ученіе первыхъ въ тече¬
ніе почти восьми сотъ лѣтъ окрѣпло и святые отцы утвердили и укрѣпили
его какъ надежный якорь. Будучи разъ вполнѣ освобождены Христомъ отъ
идоловъ, мы уже не имѣемъ нужды защищаться по дѣлу объ идолахъ; развѣ
только они дерзнутъ сказать, что въ церкви произошло переустройство и что
ей даны новые законы и порядки, которыми привнесены къ намъ явленія
неразумныя и полныя отрицанія. Эту именно мысль выразили эти знамени¬
тости, сказавъ: «какъ древле начальникъ и совершитель нашего спасенія
Іисусъ». Поэтому имъ слѣдовало бы сказать: все обветшавшее и состарѣв-
гаееся близко къ уничтоженію, а такъ какъ ученіе апостольское обветшало;
то мы предпочли постановить новое. Вѣдь и Моѵсей и Ааронъ были священ¬
ники; но когда явилась благодать, то апостолъ сказалъ, что возстанетъ дру¬
гой священникъ. Значитъ, ч они теперь должны были дать какую то благо¬
дать, большую той, какую имѣли святые апостолы. Да они и говорятъ: «для
нашего усовершенствованія и наставленія».—Если бы члены этого собора
были епископами, вполнѣ сохранившими полноту апостольскихъ учрежденій,
Ю должны были бы сами другихъ совершенствовать, а не искать себѣ совер¬