Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 215 — тель человѣческаго заблужденія отовсюду долженъ былъ удалиться, гонимый
изъ вселенной именемъ Христовымъ; изобрѣтатель зла. будучи мудръ на злое,
не оставилъ лукаваго умышленія, какъ бы опять чрезъ обольщеніе сдѣлать
себѣ покорнымъ родъ человѣческій.—Подъ видомъ христіанства онъ тайно
ввелъ опяіь идолоелуженіе, убѣдивь своими лжеумствованіями склонявшихся
къ нему, не отпадать отъ твари, но кланяться ей и чтить ее и почитать
Богомъ тварь называемую именемъ Сына. Если (скажутъ), что эта тварь
создана изъ ничего и по своему естеству чужда божеской сущности, то не
обращать на зло никакого вниманія, но, усвоивъ имя Христа сей твари, по¬
кланяться ей, служить ей, полагать въ ней надежду спасенія, ожидать отъ
нея суда. Весь вселившись въ людей, способныхъ вмѣстилъ всю его злобу,
разумѣю Арія, Азтія, Евномія, Евдоксія и многихъ другихъ съ ними, отступ¬
никъ черезъ нихъ прекратившееся было идодослуженіе опять, какъ сказано,
ввелъ въ христіанство; и восторжествовала болѣзнь людей, служащихъ твари
вмѣсто Творца, такъ, что и содѣйствіемъ тогдашнихъ царей заблужденіе под¬
держивалось и всѣ предержащія власти поборали по сей болѣзни. Въ это
время, когда безъ малаго почти всѣ люди готовы были подчиниться превоз¬
могающей силѣ, Богъ воздвигаетъ Великаго Василія, какъ Илію при Ахаавѣ.
Принявъ священство, нѣкоторымъ образомъ пришедшее уже въ упадокъ, онъ
силою обитающей въ немъ благодати снова воспламенилъ, какъ бы нѣкій
угасающій свѣтильникъ, ученіе вѣры ')». Устремимъ взоры къ истинѣ: мысль
отца всецѣло направлена противъ приверженцевъ аріанства. Онъ говоритъ,
что Святый Василій явился въ тѣ времена, когда жили Арій, Евномій. Ев-
доксій, Македоній и приверженцы ихъ аномеи и но.іуаріане, называвшіе Сына
и Слово Отчее и Бога тварію. Служащіе твари какъ\’ворцу справедливо на¬
зываются идолопоклонниками, какъ Творцемъ, такъ и каѳолическою церковію;
потому что, кому они служатъ, про того говорятъ, что онъ пришелъ изъ не¬
бытія въ бытіе подобно всей созданной твари.—Но христіане честныхъ иконъ
не называютъ богами, не служатъ имъ, какъ богамъ, и не возлагаютъ на
нихъ надежды спасенія своего и не отъ нихъ примутъ имѣющій быть судъ.
Правда они гь любовію лобызаютъ иконы и покланяются имъ, но только
для напоминанія себѣ и запоминанія первообразовъ ихъ и но чувству силь¬
наго стремленія къ нимъ: а не служатъ имъ (какъ богамъ) и не воздаютъ
божескаго почитанія ни имъ, ни чему либо другому, сопричисляемому къ тво¬
ренію. Аріане же, сопричисляя Сына и Слово Божіе къ твари, отъ Него ду¬
мали получить надежду своего спасенія, а также думали, что Имъ будетъ
произведенъ и имѣющій бить судъ; потому-то божественный отецъ, обличая
ихь, и сказалъ: «покланяться ей, то есть, твари, служить ей, въ ней пола¬
гать надежду спасенія, стъ нея ожидать и суда». Итакъ распространители
этого нововведенія оказываются исказителями истины, по слову пророка,
шинкарями, смѣшивающими вино съ водою. Мало этого: опи еще оказыва¬
ются исказителями изданій отеческихъ (твореній): такъ, этотъ богоносный
отецъ сказалъ: «называемую (тварь) именемъ Сына», а они, желая примѣнить
эту мысль къ иконному изображенію, вмѣсто: «именемъ Сына» ложно употре- *)*) Твор. Гр. Нисск. ч. 8-я въ р. перев. Москва 1871, стр, 303—304.