Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
214 — тамъ говорится: Яви ми зракъ твой и услышанъ сотвори ми гласъ твой-,
яко гласъ твой сладокъ, и образъ твой красенъ (2, 14). Гармонируя этому,
скажемъ и мы словами псалма: Якожс слышахомъ: тако и видѣхомъ (17,
9). А когда такъ, то очень благовременно сказать болтающимъ противъ чест¬
ныхъ иконъ: суегпная глагола кійждо ко искреннему своему: усгпнѣ
льстивыя въ сердцѣ: и въ сердцѣ глаголаша злая. (11, 3). Отъ нихъ мы
спасены благодатію Спасителя нашего Христа, истиннаго Бога». Томъ вторый. Епифаній, діаконъ и кувуклисій, прочиталъ: «Забывъ, что нелживый Господь относительно церкви изрекъ обѣтованіе,
что и врата адовы не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 18), они съ обнаженною
головою и открытымъ видомъ ведутъ противъ нея борьбу, такъ какъ держатся
самыхъ противоположныхъ мнѣній. Похищая отеческія изреченія, они выда¬
ютъ ихъ за собственныя и говорить такъ». Епископъ Григорій прочиталъ: «Вышепоименованный творецъ зла, не перенося благолѣпія церкви, не
переставалъ въ разныя времена и разными способами обмана подчинять
своей власти родъ человѣческій. Подъ личиною христіанства онъ ввелъ идоло¬
поклонство, убѣдивъ своими лжемудрованіями склонявшихся къ христіанству
не отпадать отъ твари, но покланяться ей, чтить ее и почитать Богомъ тварь,
подъ именемъ Христа». Епифаній, діаконъ и кувуклисій, прочиталъ: «Ведущіе борьбу противъ духовнаго Іерусалима, то есть, противъ каѳо¬
лической церкви, уподобляются, такъ сказать, воевавшимъ противъ земнаго
Іерусалима. Они тоже_надѣются воспользоваться отеческимъ словомъ подобно
тому, какъ нѣкогда Гансакъ воспользовался еврейскимъ діалектомъ противъ
Израиля. Еретики эти обращаютъ въ орудіе противъ отцовъ и церкви отече¬
ское же ученіе и слова церкви, но Господь сказалъ: отъ плодъ ихъ познае¬
те ихъ (Матѳ. 7, 16).—Они уподобились гробамъ подбѣленнымъ, которые
совнѣ кажутся людямъ красивыми, подобно тому, какъ и эти обвинители
христіанъ, прикрывающіеся отеческими изреченіями, между тѣмъ какъ внутри
они полны костей и всякой нечистоты, то есть зловоннаго ученія. Но рас¬
крывъ ихъ гробы, мы выведемъ наружу всю нечистоту ихъ; потому что они
по собственному произволу низвращаютъ то, что предано каѳолической цер¬
кви святыми отцами. Они пользуются даже словами ихъ, но коварно низвра-
щаюгь смыслъ нхъ; ибо то, что тѣ изрекли противъ аріанъ, они превратно
прилагаютъ къ начертанію честныхъ иконъ. То, что приснопамятный Григо¬
рій, предстоятель церкви нисской, говорилъ въ своемъ надгробномъ словѣ
Василію Великому, брагу своему и по плоти и по духу, они выдали за ска¬
занное противъ иконъ, а отецъ училъ противъ аріанъ, какъ это видно изъ
предисловія этого отдѣла, которое читается такъ: «Безъ сомнѣнія всякому
извѣстна цѣль появленія въ сіе время учителя нашего. Послѣ того какъ бе¬
зумное почитаніе идоловъ уничтожено было проповѣдію Христовою и всѣ лож¬
ныя святилища обратились уже въ развалины и ничтожество, чрезъ распро¬
страненіе проповѣди благочестія но всей почти вселенной, такъ что власти¬