Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 212 — сами бываютъ побѣждаемы, но съ Богомъ никогда танъ не бываетъ; напро¬
тивъ побѣда остается на вѣки побѣдою. Ибо написано, что Богъ не коле¬
блется, какъ человѣкъ, и не помѣняется, какъ сынъ человѣческій. Согласно
съ этимъ и апостолъ говоритъ: нераскаянно бо дарованіе и зданіе Божіе
(Римл. 11} 29). Тоже говорятъ и они, думая, что они тѣлъ украшаютъ себя,
между тѣмъ какъ они сами себя поражаютъ». Епископъ Григорій прочиталъ. «И потомъ Онъ вознесся на небеса съ воспринятымъ (естествомъ на¬
шимъ), оставивши святыхъ своихъ учениковъ и апостоловъ учителями згой,
ведущей ко спасенію, вѣры. Они же, украсивши церковь нашу, какъ невѣсту
Его, различными благочестивыми и изливающими свѣтъ догматами, предста¬
вили ее прекрасною и пресвѣтлою, какъ будто одѣтою въ разнообразныя
золотыя одежды. Божественные отцы и учители наши, а равно іі шесть свя¬
тыхъ и вселенскихъ соборовъ, принявши ее такъ украшенною, сохранили
славу ея не умаленною». Епифаній, діаконъ и кувуклисій, прочиталъ. «Имѣя невѣжественный и необразованный взглядъ на вещи, эти неемн-
сленные болтуны новоизобрѣтеннаго пустословія не понимали даже своей
мысли, изложенной письменно,—Желая прикрыть свой взглядъ коварнымъ
покровомъ, они по невнимательности попадаютъ въ весьма смѣшное положе¬
ніе, когда многократно и величественно восхваляютъ церковное законополо¬
женіе и такимъ образомъ противъ собственнаго желанія подтверждаютъ, что
шесть святыхъ и вселенскихъ соборовъ сохраняли его въ лучшемъ видѣ.
На словахъ они прикрываются личиною благочестія, а на самомъ дѣлѣ со¬
вершаютъ нечестіе; устами они восхваляютъ благочестіе, а сердцемъ далеко
отстоятъ отъ него, никакъ не соглашаясь признавать преданіе, которое въ
нредъидущее время вполнѣ принимали святые, которыхъ было такъ много-
Имъ нужно бы стыдиться множества христіанъ, какъ, нынѣшнихъ, такъ и
бывшихъ прежде, которыми было проповѣдано Евангеліе; потому что они
отвергаютъ и уничижаютъ сооруженіе этихъ живописныхъ памятниковъ,
которые способствуютъ повѣствованію о евангеліи. Послѣ святаго и вселен¬
скаго шестаго собора до того времени, когда они составили соборище про¬
тивъ честныхъ иконъ, прошло не болѣе семидесяти лѣтъ и всѣмъ ясно»вид¬
но, что преданіе дѣлать живописныя изображенія иконъ возникло никакъ не
въ эти годы, но во времена, предшествовавшія шестому собору, а если ска¬
зать правду, то существовало еще во времена апостольской проповѣди, какъ
мы научаемся этому повсюду изъ самаго вида святыхъ храмовъ. И святые
отцы свидѣтельствуютъ это, и историческіе повѣствователи, сочиненія кото¬
рыхъ доселѣ сохранились, подтверждаютъ. Христосъ Богъ нашъ въ пять
тысячъ пятьсотъ первомъ году пришелъ къ людямъ, и жилъ съ нами трид¬
цать три года и пять мѣсяцевъ. Совершивши великое и спасительное таин¬
ство искупленія, Онъ совершилъ потомъ восшествіе на небеса, востедши
очевидно туда, откуда снисшелъ, и заповѣдавши апостоламъ, чтобы учили
всему, чему они сами научены отъ Него. И съ этого времени до императора
Константина, перваго императора изъ христіанъ, прошло почти триста годовъ,
въ теченіе которыхъ владычествовали язычники. Въ это время весьма многіе