Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
22 — раторы, бывшіе прежде тебя, доказали это и еловомъ и дѣломъ: они созидали
церкви и заботились объ нихъ; ревнуя о православной вѣрѣ, они вмѣстѣ съ
архіереями изслѣдовали и отстаивали истину; таковы: Константинъ великій,
Ѳеодосій великій, Валентиніанъ великій, Константинъ, отецъ Юстиніана,
бывшій на шестомъ соборѣ. Эти императоры царствовали благочестиво: они
вмѣстѣ съ архіереями, единодушно и единомысленно съ ними собирали собо¬
ры, изслѣдовали истипу догматовъ, устроили и украшали святыя церкви.
Вотъ—священники и императоры! они доказали это самымъ дѣломъ. Ты же
съ тѣхъ поръ, какъ подучилъ власть, не вполнѣ сталъ соблюдать опредѣленія
отцовъ, но найдя святыя церкви украшенными и преиспещренными золотыми,
обшитыми бахрамою, одеждами, лишилъ ихъ этихъ украшеній и опустошилъ.
Что такое сами но себѣ храмы наши? Развѣ не рукотворенія, не камни, не
дерево, не тростіе, не бреніе, и не известь?—Но они украшены были живо¬
писными и наглядными изображеніями совершенныхъ святыми мужами чудесъ,
изображеніями Господнихъ страданій, изображеніями святой преславной Вожіей
Матери и святыхъ апостоловъ. Для этихъ живописныхъ и наглядныхъ изоб¬
раженій люди не щадятъ своего имущества; держа на своихъ рукахъ недавно
крещенныхъ дѣтей мужчины и женщины пальцемъ указываютъ имъ, а также
и юношамъ и новообращеннымъ язычникамъ на ити наглядныя изображенія
и такимъ образомъ назидаютъ ихъ и возносятъ умы и сердца въ горняя, къ
Богу. А ты, приказавъ покорному народу оставить все это, сталъ занимать
его пустяками, вздоромъ, свирѣлями, погремушками, гитарами и лирами, а
вмѣсто благословеній и славословій сталъ завлекать его баснями. Пусть на¬
слѣдіе твое будетъ общимъ съ наслѣдіемъ пустослововъ. Послушай, импера¬
торъ, смиренія нашего и оставь свои затѣи! послѣдуй святой Церкви, какъ
ты ее нашелъ и получилъ! Догматы—дѣло не царей, но архіереевъ, такъ
какъ мы имѣемъ умъ Христовъ (2 Кор. 2, 14—17). Иное дѣло—пониманіе
церковныхъ постановленій и иное—разумѣніе въ мірскихъ дѣлахъ. Воинствен¬
ный, грубый и жесткій умъ,, какимъ ты обладаешь, приложимъ къ дѣламъ
управленія мірскаго, но не приложимъ :;ъ дѣламъ управленія церковнаго, Я
пишу тебѣ о томъ, какое различіе между дворцомъ и храмомъ, между импе¬
раторами и архіереями. Пойми же это, опомнись и не будь упрямъ. Если
кто нибудь лишитъ тебя царскихъ одеждъ, порфиры, діадемьг, багряницы и
царскихъ правъ; такъ выйдетъ то, что на тебя будутъ смотрѣть какъ на
человѣка заброшеннаго, безобразнаго и ничтожнаго. Въ такое именно поло¬
женіе ты поставилъ церкви. Съ тобою этого .ягока не случилось, а святыя
церкви ты лишилъ украшеній и обезобразилъ.(Какъ архіерей не имѣетъ права
втираться во дворецъ и похищать царскія почести; такъ и императоръ не
имѣетъ права втираться въ церкви и избирать клириковъ;' не говорю уясе о
томъ, что онъ не имѣетъ права не только освящать вещество для святыхъ
тайнъ и совершать ихъ, яо и принимать ихъ безъ священника. Каждый изъ
насъ да пребываетъ въ томъ званіи, въ неже званъ Богомъ. Видишь, импе¬
раторъ, различіе между архіереями и императорами? Если кто-либо оскорбитъ
тебя, императоръ; ты конфискуешь его домъ и обираешь все его имущество,
оставляя ему одну душу, а наконецъ и его самого или вѣшаешь, или обез¬