Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 208 - пространными введеніями, мы приступаемъ къ дѣлу и начинаемъ обличитель¬
ную рѣчь свою съ самой надписи. Нельзя никакъ иначе показать безсиліе
ихъ невѣжественнаго пустословія, какъ только изобличая ихъ при помощи
особеннаго благоразумія и находя одно только вѣрное убѣжище отъ нихъ,
именно: не дѣлать никакихъ нововведеній въ дѣлѣ богопочтенія, а внимать
апостольскому и праотеческому ученію и церковнымъ преданіямъ. Просимъ
читать сочиненіе тщательно, а не мимолетно, чтобы ясно понять суть возра¬
женій и доставить церкви Божіей побѣдные вѣнки». Григорій, боголюбезнѣйшій епископъ неокессарійскій, прочиталъ: «Опредѣленіе святаго великаго и вселенскаго седьмаго собора» '). Іоаннъ, діаконъ великой церкви Божіей, прочиталъ: «Начавши ложью и прикрываясь ею во всемъ своемъ этомъ новоизмы¬
шленномъ пустословіи, эти обвинители христіанъ ложью и закончили. Какимъ
образомъ соборъ этотъ святъ, когда онъ не имѣетъ даже понятія о томъ,
что такое «святое»? напротивъ онъ мерзокъ и гнусенъ и ложенъ, потому
что собравшіеся на него, можно сказать словами пророка, не дѣлали разли¬
чія между святымъ и гнуснымъ, и икону воплотившагося Бога Слова, Госпо¬
да нашего Іисуса Христа, наравнѣ съ изображеніемъ сатаны, назвали идо¬
ломъ. Какимъ также образомъ онъ великій и вселенскій, когда его не при¬
няли и не согласились съ нимъ предстоятели прочихъ церквей а напротивъ
предали его анаѳемѣ? Онъ не имѣлъ своимъ соучастникомъ въ этомъ дѣлѣ
тогдашняго паны римскаго, или замѣнявшихъ его іереевъ, представителей
его, или окружнаго посланія его, какъ это по закону требуется отъ такихъ
соборовъ. Не были единомышленвы съ нимъ и патріархи восточные: алек¬
сандрійскій, антіохійскій и святаго города, ни сослужители ихъ архіереи.
Слово собравшихся на этотъ соборъ—въ полномъ смыслѣ дымъ, полный мра¬
ка и помрачающій глаза безумныхъ, а не свѣча, поставленная на подсвѣ¬
чникѣ съ тѣмъ, чтобы свѣтить всѣмъ, находящимся въ дому; потому что
сказанное ими сказано въ одномъ скрытомъ мѣстѣ, а не на горѣ правосла¬
вія, и не разошлось по всей вселенной вѣщаніе ихъ и въ концы вселенной
слова пхъ, какъ это было, подобно словамъ апостоловъ, съ изреченіями шести
святыхъ вселенскихъ соборовъ. Какимъ также образомъ онъ еедьмый, когда
онъ не согласенъ съ шестью прежде него бывшими святыми и вселенскими
соборами? Что считается седьмымъ, то должно вытекать изъ того, что про¬
исходило раньше и составляло первыя цифры счета; ибо что съ сосчитан¬
нымъ не имѣетъ ничего общаго, то и не причисляется къ нему. Если бы
кто либо по порядку насчиталъ шесть золотыхъ монетъ, а потомъ къ нимъ
прибавилъ мѣдную; то не назвалъ бы ее седьмою; потому что она состоитъ
изъ другаго вещества. Золото металлъ драгоцѣнный и пользующійся уваже¬
ніемъ, а мѣдь дешева и не пользуется (такимъ) почетомъ. Такъ и этотъ
соборъ не имѣетъ въ своихъ догматахъ ничего соотвѣтствующаго золоту и
заслуживающаго уваженія, а напротивъ онъ много ничтожнѣе мѣди, не очи- *)*) Слова эти и все, что этотъ Григорій неокессарійскій далѣе будетъ чи¬
тать, все это взято изъ опредѣленія собора, ложно именовавшаго себя седьмымъ
вселенскимъ, и здѣсь опровергается (примѣч. латинск. переводчика).