Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 207 — были созваны составители предлежащаго «изложенія»; они ложно (провозгла¬
сили и) опубликовали свое (собори ще) подъ именемъ седьмаго собора. Вы¬
ставивъ простую и всѣмъ извѣстную непріязнь къ идоламъ какъ бы какою
приманкою на удѣ, они направили свои нечистые помыслы противъ иконныхъ
изображеній и тѣмъ соблазнили неопытныхъ. Затѣмъ возобновивъ древнѣй¬
шее и гнуснѣйшее наименованіе, разумѣю идолослуженіе, посредствомъ ко¬
тораго приносилось служеніе въ видѣ демонскихъ идоловъ діаволу и злымъ
силамъ и творенію вмѣсто Творца и приверженцы котораго справедливо осу¬
ждены были называться идолослужи гелями, они старались навязать (это на¬
именованіе) царскому священію, и народу святому, облекшемуся во Христа
и благодатію Его освобожденному отъ идоловъ и избавленному отъ заблужде¬
нія ихъ.—О если бы сказанныя ими слова тотчасъ же погибли подобно
преждевременно раждающемуся плоду; такъ какъ они сдѣлались заразою въ
церкви! Но поелику бредни нѣкоторыхъ изъ нихъ уже откормлены молокомъ;
то нужно посѣчь ихъ мечемъ Духа, чтобы они не успѣли придти въ совер¬
шенный возрастъ. Но да будетъ руководителемъ нашимъ Христосъ истинный
Богъ нашъ, просвѣщающій человѣка, приходящаго въ міръ, единственный
умъ правомыслящихъ и правомыслимаго и единственное слово правоговоря-
щихъ, сущій и бывающій всѣмъ и для всѣхь, дающій языкъ наставленія,
когда нужно сказать слово; ибо объясненіе словъ Его просвѣщаетъ и вразу¬
мляетъ младенцѳвь, изгоняетъ ложь и проливаетъ свѣтъ - истины, свѣтящей
всѣмъ ясно и блистательно. Ревнители благочестія, съ любовію пріемля ее
и помня слова божественнаго апостола, сказавшаго: горе мнѣ есть, аще
не благовѣствую (1 Кор. 9, 16), должны защищать и подтверждать ее, а
ложь обличать и забрасывать ее камнями изъ пращи Духа. Поэтому то и
писаніемъ и отеческими свидѣтельствами, и путемъ изслѣдованій и умозаклю¬
ченій они должны выступить на изобличеніе пустословія, чтобы мечемъ ду¬
ховнымъ съ одного удара пронзить тѣхъ, которые сговорились между собою
на борьбу за такое нечестіе, и ясно доказать и показать всѣмъ, что ихъ
уста лживы; такъ какъ они вооружались противъ познанія единороднаго Сына
Божія и противъ церкви Его и изрекали нечестивыя слова противъ высо¬
чайшей (тайны) вочеловѣченія Его. Разсѣкши узы ихъ мечемъ духовнымъ,
то есть, глаголомъ Божіимъ, и разрушивши иго невѣжества ихъ, они должны
предо гавить въ ясномъ свѣтѣ всѣмъ тайныя пружины всей ихъ дѣятельности.
И Господь посмѣялся имъ, снялъ съ нихъ личину прикрасы и скажетъ имъ
во гнѣвѣ Своемъ: „отъидите отъ Мепе, николиже знахъ васъи (Матѳ.
7, 28). Объ нихъ Онъ пророчествовалъ и чрезъ пророка Іеремію: лживо
пророцы прорицаютъ во имя Мое; не послахъ ихъ, ни заповѣдахъ имъ,
ни глаголахъ есмъ къ нимъ, понеже видѣнія лжива, и гаданія и вол¬
шебства, и произвола сердца своею тіи прорицаютъ вамъ (Іерем. 14,
14). ^Іоэтому они будутъ разбросаны по распутіямъ Іерусалима или каѳоли¬
ческой церкви въ попраніе всѣмъ благочестиво исповѣдующимъ Господа, ибо
крѣпкою сѣтію служатъ для человѣка собственныя его уста и онъ уловляется
словами устъ своихъ. Воздаяніемъ устъ его будетъ обличеніе его въ нече¬
стіи; ибо сказано: обличу тя, и представлю предъ лицомъ твоимъ грѣхи
твоя (ІІсал. 49, 21). Но довольно объ этомъ. А чтобы не удлинять рѣчи