Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 198 - промыслитѳльной и покровительствующей силѣ, отъ которой ниспосылается
намъ все прекрасное?—На это мученики сказали: какъ же ваятели и скуль¬
пторы приготовляютъ множество истукановъ, даютъ имъ различные образы
и ставятъ ихъ въ храмахъ, а вы прославляете этихъ истукановъ жертвами,
ожидая отъ нихъ помощи въ затруднительныхъ обстоятельствахъ?—Да что
же такое у васъ-то? спросили ихъ тираны; ибо, какъ вы говорите, самое
божество на иконахъ не начертывается.—Какимъ же образомъ вы порицаете
насъ, когда сами вы суевѣрнѣйшимъ образомъ держитесь подобнаго же намъ?—
Судьи! сказали мученики: такъ какъ вы, высказывая противъ насъ обличенія,
нападаете и на изображеніе иконъ; то мы разсѣемъ ваше заблужденіе и ко¬
лебаніе относительно этого предмета. Мы не изображаемъ въ какихъ либо
образахъ и видахъ Божества, которое просто и непостижимо, а также не
думаемъ посредствомъ воска и дерева воздавать почести существу, превосхо¬
дящему все существующее и существовавшему прежде (міра). Но такъ какъ
первый человѣкъ за свое преступленіе и за свою дерзкую и непокорную
отвагу былъ сокрушенъ; то природа его нуждалась въ возстановителѣ; потому
что, лежа долу и не имѣя уже силъ вести новой борьбы и вызывать против¬
ника, она не могла отстоять себя, между тѣмъ какъ врагъ шелъ противъ
нея войной.—Между тѣмъ оставалось одно средство—одержать надъ тиран¬
номъ побѣду при вторичномъ сраженіи. Потому то Самъ Творецъ Своего
собственнаго творенія, единъ отъ Троицы, Богъ Слово, какъ древле актъ
творенія не поручалъ вмѣсто Себя кому либо другому, такъ и теперь, желая
возобновить этотъ поврежденный образъ, не поручилъ исполненіе этого кому
либо, но Самъ Своею силою въ образѣ человѣка подъялъ за насъ подвиги.
А такъ какъ всякій сражающійся побѣждаетъ противника тремя способами,
или вѣрнѣе однимъ изъ трехъ способовъ, то есіь или обманомъ, или зако¬
номъ, или насиліемъ; то нашъ первый Ратоборецъ два способа (изъ указан¬
ныхъ выше) совершенно оставилъ, какъ нехорошіе и неприличные, ни къ
чему неведуіціе и безполезные и для тѣхъ, за кого предпринятъ подвигъ.
При нихъ или побѣда была бы ложная и принадлежала бы лжи, если бы
противникъ былъ низложенъ ложью, или же одержало бы верхъ насиліе, по¬
мимо всякой справедливости. Потому то Онъ, не одобривъ ни одного изъ
остальныхъ способовъ, выступаетъ въ бой, основывающійся на законѣ. При¬
нявъ плоть, состоящую изъ падшаго естества и одушевленную разумною ду-
шею, Онъ пребылъ тѣмъ, чѣмъ былъ,—не оставилъ Своего естества и при¬
нялъ. кромѣ грѣха, все, изъ чего состоитъ человѣкъ,—принялъ плоть не
призрачную». И немного далѣе: «итакъ мы пишемъ Его на доскахъ въ томъ
видѣ, какъ Онъ явился и обращался между людьми, воспоминая при помощи
божественнаго образа Его совершенное Имъ спасеніе, а не вырѣзываемъ, по¬
добно вамъ, различныхъ фигуръ, какъ кому вздумается». Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «язычники судили мучениковъ
за (непочитаніе) идоловъ и говорили имъ: за чѣмъ вы порицаете нашихъ
идоловъ, когда у васъ у самихъ есть свои иконы? Святые отвѣчали: мы дѣ¬
лаемъ не демонскихъ идоловъ, но иконы вочеловѣчившагося Бога Слова и
святыхъ Его, и при томъ мы не боготворимъ ихъ».