Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
- 197 — Святѣйшій йатріархъ Тарасій сказалъ: «Если святые отцы принимали
посвящаемыхъ имени Святаго Духа голубей; то тѣмъ болѣе (они принимали
изображенія) воплотившагося и явившагося на землѣ во плоти Слова?—Но
повѣрьте, и Анастасій въ Константинополѣ золотыя и серебряныя изображе¬
нія конфисковалъ въ свою пользу, какъ это сдѣлалъ и Северъ». Стефанъ, бого.шбезнѣйшій діаконъ, нотарій и референдарій, прочиталъ: „Іоанна, епископа іавальскаго, изъ слова о жизни и поведеніи ере¬
сіарха Севера «Северъ не оставилъ безъ оскорбленія и чести ангеловъ; но всегда съ
амвона говорилъ длинныя слова и часто даже въ святилищѣ святѣйшаго
Михаила онъ пытался убѣдить чернь въ томъ, что ангеламъ приличны не
пурпурныя одѣянія, но бѣлыя; между тѣмъ самъ зналъ, что зтимъ святымъ
силамъ нѣтъ никакой нужды заботиться объ одеждѣ и дѣлалъ это только
изъ желанія произвести разногласіе по этому вопросу и многихъ, мыслящихъ
неодинаково, возбудить другъ противъ друга». Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «обратимъ вниманіе на то, что
Северъ между прочимъ обличилъ себя въ томъ же самомъ; ибо говорилъ,
что ангеловъ слѣдуетъ представлять облаченными не въ пурпурныя, но въ
бѣлыя одежды». Дцмитрій, боголюбезнъйшій діаконъ и скѳвофилаксъ, сказалъ: «когда я
былъ возведенъ въ скевофилаксы, то началъ внимательно осматривать святую
великую церковь Константинопольскую и нашелъ тамъ двѣ оставшихся книги
въ переплетѣ, покрытомъ золотыми иконами. Разсматривая эти книги, я
узналъ, что еретики бросали въ огонь и жгли (иконы). Еще нашелъ я книгу
Константина Хартофилакса, въ которой говорилось о честныхъ иконахъ; но
коварные люди вырѣзали листы, гдѣ говорилось объ иконахъ, и вотъ теперь
эта книга у меня въ рукахъ и я заявляю ее святому собору». Затѣмъ развернулъ этотъ Димитрій упомянутую книжку и показалъ
всѣмъ, что въ ней вырѣзаны листы. Секретарь Леонтій сказалъ: «Отцы! и другому надобно удивляться въ
этой книгѣ: какъ видите, она въ серебряныхъ доскахъ и съ обоихъ сторонъ
украшена иконами святыхъ; и еретики самыя иконы оставили (нетронутыми),
тогда какъ то, что говорилось объ иконахъ, вырѣзали.—Это ужъ дѣло вели¬
чайшаго безумія». Святый соборъ сказалъ: «Анаѳема вырѣзавшимъ злодѣямъ». Левъ, святѣйшій епископъ фокійскій, сказалъ: «Эта книга лишилась
листовъ, а въ городѣ, гдѣ я живу, болѣе тридцати книгъ было сожжено». Савва, игуменъ студійскій, сказалъ: «Владыки! слѣпымъ обычно не ви¬
дѣть свѣта: потому что слѣпые душею погружены во тмѣ». Димитрій, боголюбезнѣйшій діаконъ и скевофилаксъ, прочиталъ: „Константина, діакона и хартофилакса святѣйшей великой кон¬
стантинопольской церкви Божіей, (изъ слова) на всѣхъ мучениковъ,
начинающагося словами: «Хотя празднества Христовы». Нѣсколько далѣе говорится: «Потомъ
сказали судьи: не думаете ли вы, несчастные, что мы спасеніе свое полагаемъ
въ мѣди и въ камняхъ? Неужели мы не обращаемъ взоровъ къ нѣкоторой