Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
195 госторонне образованный; но чтобы онъ зналъ догматы,—этого допустить
нельзя; напротивъ мы знаемъ, что онъ былъ весьма далекъ отъ точнаго по¬
ниманія ихъ». И немного далѣе: «о томъ, за что мы являемся нападающими
на этого мужа,—говорить намъ теперь не предстоитъ нужды, чтобы, точнѣе
разбирая эту апологію, намъ не доказать, что и оба они еретики, какъ за¬
щищающій, такъ и тотъ, въ пользу кого онъ составилъ свою апологію». И
нѣсколько далѣе: «покажите мнѣ кого либо изъ знаменитыхъ учителей цер¬
кви, который бы ясно и не колеблясь училъ, что души человѣческія суще¬
ствуютъ прежде (своихъ тѣлъ); а не пытайся проводить какихъ нибудь па¬
ралогизмовъ въ доказательство (этого ученія). Что же касается того, что ты
стараешься доказать, будто подобно ему (Оригену) и нѣкоторые другіе вы¬
сказывали ученіе о подчиненіи Сына Отцу; то этому я не удивляюсь; ибо это
мнѣніе твое и твоихъ соучастниковъ. Теперь мы уже совсѣмъ не будемъ го¬
ворить объ этомъ; потому что еще въ дрезности это ученіе было опровергнуто
и отвергнуто вселенскимъ изслѣдованіемъ и вѣрить ему не слѣдуетъ; не слѣ¬
дуетъ и снова изслѣдовать его ради тѣхъ людей, по милости которыхъ оно
намъ предложено. О ярый защитникъ оригеновыхъ заблужденій! ты до сихъ
поръ не слыхалъ даже, что многіе увлекаются однимъ только заглавіемъ: «о
началахъ». Святѣйшій патріархъ сказалъ: «доказано, и при томъ голосомъ отцевъ,
что это сочиненіе Евсевія чуждо каѳолической церкви». Димитрій, почтеннѣйшій діаконъ и скевофилаксъ, прочиталъ: „Ѳеодора чтеца азъ церковной исторіи: «Былъ одинъ Персъ, по имени Ксенайасъ. Календіонъ, во время своего
управленія церковію, нашедши, что онъ перетолковываетъ церковные догмаш
и развращаетъ селенія, изгналъ его изъ той страны. Слышавъ отъ различ¬
ныхъ лицъ много разсказомъ о немъ и тщательно обсудивъ эти разсказы,
я передамъ только вѣкоторые изъ нихъ. Онъ убѣжалъ отъ своего господина
въ Персіи (и прибылъ въ страну римскую)». И немного ниже: «Петръ по¬
ставилъ его, вмѣсто Кира, епископомъ іерапольской церкви. Спустя немного
времени пришедшіе изъ Персіи епископы обличили его, что онъ рабъ и не
получилъ еще божественнаго крещенія. Петръ, узнавши это, не заботился о
томъ, чему надлежало быть, и сказалъ, что для восполненія божественнаго
крещенія довлѣетъ ему рукоположеніе епископа» '). Стефанъ, діаконъ и нотарій досточтимой патріархіи, прочиталъ: „Іоанна Діакрипомена 2) изъ церковной исторш“. Не слѣдуетъ, говорилъ Ксенайасъ, безтѣлесныхъ ангеловъ дѣлать тѣле¬
сными и изображать ихъ въ тѣлесномъ образѣ, какъ будто бы они имѣли че¬
ловѣческія формы. Равнымъ образомъ не слѣдуетъ воздавать честь и славу
Христу, посредствомъ живописной иконы Его; напротивъ надобно знать, что
Онъ принимаетъ одно только служеніе духомъ и истиною». И нѣсколько да¬
лѣе: «Надобно знать, говоритъ онъ, и то, что изображать въ видѣ голубя ') Церк. Ист. Евагрія въ русск. пер. Спб. 1853 г., стр. 535. ») То есть отдѣлившагося; такъ назывались непринимавшіе халкидонскаго
собора.