Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
- 193 — Почтеннѣйшій чтецъ Петръ прочиталъ: „ Святаго Амфилохія, епископа иконійскаю, изъ сочиненія о ложно
надписываемыхъ еретиками книгахъ, начинающагося словами. «Мы считаемъ дѣломъ справедливости обнаружить и опубликовать вся¬
кое ихъ нечестіе; такъ какъ они издаютъ какія то книги, но надписи будто
бы апостольскія, чѣмъ простодушные соблазняются». Нѣсколько далѣе гово¬
рится: «Такъ мы покажемъ, что эти книги, которыя намъ предлагаютъ отще¬
пенцы отъ церкви, суть не дѣянія апостольскія, а сочиненія дьявольскія». И
нѣсколько далѣе: «Но ѳтого апостолъ Іоаннъ не сказалъ бы, когда онъ въ
евангеліи написалъ, что Господь со креста сказалъ: Се Сынъ твой (Іоанн-
19, 26) и что съ того дня святый Іоаннъ взялъ Марію во своя си (ст. 28)-
Какъ же здѣсь онъ говоритъ, что его и не было (при крестѣ)? Но нѣтъ ни¬
чего страннаго въ этомъ; потому что какъ Господь есть истина, такъ діаволъ
есть лжецъ. Онъ есть лжецъ и отецъ лжи и когда онъ говоритъ ложь, гово¬
ритъ отъ себя. Вотъ что слѣдуетъ сказать о лжи». Святѣйшій иатріархъ Тарасій сказалъ: «великъ отецъ нашъ святый
Амфилохій; послушаемъ, что онъ говоритъ' объ этихъ лжеименныхъ путеше¬
ствіяхъ апостольскихъ. Мы не должны вѣрить ихъ надписи». Василій, святѣйшій епископъ анкирокій, сказалъ: «Ничто не идетъ бо¬
лѣе въ разрѣзъ съ Евангеліемъ, какъ это нечестивое сочиненіе —Очень есте¬
ственно, что въ немъ содержится превратное мнѣніе и объ иконахъ». Святѣйшій патріархъ сказалъ: «отецъ ясно торжествуетъ надъ путани-
цей и пустословіемъ этой книги». Святый соборъ сказалъ: «да, владыка»! Никифоръ, блаженнѣйшій епископъ диррахійскій, сказалъ: «Владыка!
послѣднее нужно было прочитать для удовлетворенія всѣхъ, а перваго читать
не слѣдовало, потому что оно осквернило наши уши». Святый соборъ сказалъ: «но прочитать это допущено было въ видахъ
благоразумной предосторожности». Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «пустословящіе противъ чест¬
ныхъ иконъ привели свидѣтельство изъ Евсевія, изъ посланія его къ супругѣ
Лициянія, Констанціи. Посмотримъ же, какого мнѣнія держится Евсевій». Почтеннѣйшій инокъ Стефанъ прочиталъ: „(Восьмая книга) Евсевія Памфила къ Евфратіону, начинающа¬
яся словами «Господу моему исповѣмся выну». И нѣсколько далѣе: «мы не говоримъ
что Сынъ (всегда) сосуществовалъ Отцу, но что Отецъ былъ прежде Сына;
ибо, если бы Они (всегда) существовали вмѣстѣ, то какимъ образомъ Отецъ
былъ бы Отцомъ и Сынъ Сыномъ? Или какимъ образомъ одинъ былъ бы
первымъ, а другой вторымъ, а также одинъ нерожденнымъ, а другой рожден¬
нымъ? Если два считаются существующими съ одного времени и равночест¬
ными; то, какъ я сказалъ, или оба они нерожденны, или оба рожденны; но
ни то, ни другое изъ этого несправедливо, потому что тогда не было бы ни
нерожденнаго, ни рожденнаго: между тѣмъ одно изъ нихъ почитается пер¬
вымъ и лучшимъ втораго и по порядку и по чести; потому что для втораго
оно содѣлалось причиною бытія и именно такого (а не другаго) бытія». А Л