Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 187 — Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «видите, какое мнѣніе высказалъ
этотъ отецъ»? Василій, святѣйшій епископъ анкирскій, сказалъ: «онъ считаетъ ихъ
даже недостойными снисхожденія». Іоаннъ, почтеннѣйшій инокъ и представитель восточныхъ архіереевъ,
сказалъ: «всѣмъ очевидно, что самаряне хуже прочихъ еретиковъ и ересь
ихъ достойна отверженія, нечестива и далека отъ благодати. Отвергающіе
честныя иконы, какъ видно изъ вышеприведеннаго слова, гораздо хуже даже
этихъ еретиковъ; но достаточно, если мы будемъ считать ихъ и наравнѣ съ
самарянами». Константинъ, блаженнѣйшій епископъ Кояетантіи кипрской, сказалъ:
«а я иконовредителей считаю хуже самарянъ. Послѣдніе поступали такъ по
невѣдѣнію, какъ чуждые христіанства; тогда какъ первые поступали сознгь-
тельно, и потому не заслуживаютъ снисхожденія, какъ написано: вѣдѣвый
волю господина своего и не сотворивый біенъ будетъ много». Николай, блаженнѣйшій епископъ кизическій, сказалъ: «и я меньшій
изъ васъ, блаженнѣйшіе, принесъ книгу святаго отца нашего Іоанна, епи¬
скопа ѳессалоникскаго, и прошу прочитать ее». Святый соборъ сказалъ: «пусть она будетъ прочитана». Тогда взялъ эту книгу Димитрій, почтеннѣйшій діаконъ и скевофилаксъ,
и прочиталъ»: „Іоанна, епископа ѳессалоникскаго изъ слова, начинающагося сло¬
вами: «До сихъ поръ врагъ, искушая Господа и Бога нашего Іисуса Хри¬
ста»... Немного далѣе говорится: «язычникъ сказалъ: развѣ вы не пише¬ те въ церквахъ иконы святыхъ вашихъ и не покланяетесь имъ, и не только
(иконы) святыхъ, но и Самого Бога вашего? Такимъ же образомъ предста¬
вляй, что и мы, оказывая почтеніе идоламъ, не имъ самимъ покланяемся,
но тѣмъ безплотнымъ силамъ, которымъ воздается чрезъ нихъ служеніе».
Христіанинъ сказалъ: «но вѣдь мы дѣлаемъ иконы тѣхъ, кои были людьми
и святыми слугами Божіими и носили плоть; дѣлаемъ ото для того, чтобы
вспоминать объ нихъ и почитать ихъ; и потому мы не дѣлаемъ ничего не¬
приличнаго, изображая ихъ такими, какими они были.—Мы не изображаемъ
ихъ подобно тому, какъ это дѣлаете вы; потому что мы изображаемъ въ тѣ¬
лесномъ видѣ не безтѣлесныхъ какихъ либо существъ; при томъ же покла-
няясь (иконамъ), мы прославляемъ не иконы, какъ ты сказалъ выше, но
самихъ живописно изображенныхъ, и прославляемъ ихъ не какъ боговъ,—да
не будетъ,—но какъ ближайшихъ рабовъ и друзей Божіихъ, имѣющихъ дерз¬
новеніе ходатайствовать за насъ. Если же мы дѣлаемъ иконы Бога, то есть
Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа; то мы изображаемъ Его такъ,
какъ Онъ былъ видимъ на землѣ и обращался между людьми, а не такъ,
какъ мы представляемъ Его въ божественномъ естествѣ; потому что какое
подобіе и какой образъ можетъ быть у безтѣлеснаго и неимѣющаго (чув¬
ственнаго) образа Слова Отчаго? Богъ, то есть, естество святой и едино¬
сущной Троицы, есть духъ, какъ написано (Іоан. 4, 24); но такъ какъ, по
благоволенію Бога и Отца, единородный Сынъ Его, Богъ Слово, сннзшедши