Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 19 — комъ, который старою тебя и отличается большою опытностію въ дѣлахъ не
только церковныхъ, но и гражданскихъ. Этотъ мужъ совершаетъ нынѣ девя¬
носто пятый годъ и былъ совѣтникомъ всѣхъ, бывшихъ при немъ, патріар¬
ховъ н императоровъ. Онъ не зналъ отдыха; потому что былъ полезенъ въ
дѣлахъ того и другаго рода. Переставъ имѣть его своимъ сподручникомъ, ты
сталъ слушать нечестиваго сына Апсимарова и подобныхъ ему. Когда госпо¬
динъ Германъ и бывшій тогда патріэрхомъ господинъ Георгій убѣдили отца
Юстиніанова, сына Константова, Константина написать къ намъ въ Римъ;
такъ вотъ что писалъ онъ намъ съ клятвою, (давъ при атомъ намъ прика¬
заніе послать полезныхъ людей для созванія вселенскаго собора): «я буду за¬
сѣдать съ ними не какъ императоръ, и буду говорить не какъ государь, но
какъ одинъ изъ нихъ; мы будемъ слѣдить за постановленіями архіереевъ и
принимать мнѣнія тѣхъ, которые говорятъ хорошо, а говорящихъ худо будемъ
преслѣдовать и ссылать въ ссылку. Если отецъ мой низвратилъ какое-либо
ученіе чистой и непорочной вѣры; то я первый предамъ его анаѳемѣ». И мы,
но Божіему соизволенію, отправили тогда пословъ и мирно состоялся шестый
соборъ. Ты знаешь, императоръ, что догматы святой церкви дѣло не импера¬
торовъ, но архіереевъ, и должны быть точно и вѣрно опредѣляемы. Для этого
то и поставлены въ церквахъ архіереи, мужи свободные отъ дѣлъ обществен¬
ныхъ. II императоры, поэтому, должны удерживать себя отъ вмѣшательства
въ дѣла церковныя и заниматься тѣмъ, что имъ вручено. Но когда все со¬
вершается мирно и съ любовію, тогда христолюбивые императоры и благоче¬
стивые архіереи, въ своихъ совѣщаніяхъ, являются одной, нераздѣльной си¬
лой. Ты писалъ, что слѣдуетъ созвать вселенскій соборъ; намъ показалось это
безполезнымъ. Ты преслѣдуешь иконы, ругаешься надъ ними, и истребляешь
ихъ. Сдѣлай намъ милость,—оставь это дѣло и замолчи; тогда міръ успокоит¬
ся и соблазны прекратятся. Представь, что мы послушались тебя, что архі¬
ереи собрались со всей вселенной, что возсѣдаетъ уже синклитъ и совѣтъ;
но гдѣ же христолюбивый и благочестивый императоръ, который, по обыкно¬
венію, долженъ насѣдать въ совѣтѣ и чествовать тѣхъ, которые говорятъ хо¬
рошо, а тѣхъ, Которые удаляются отъ истины, преслѣдовать,-—когда ты самъ,
императоръ, являешься человѣкомъ непостояннымъ и варваромъ? Развѣ ты
не знаешь, йто сдѣланное тобою покушеніе на святыя иконы свидѣтельствуетъ
о твоемъ Депостоянствѣ, тщеславіи и'гордости? Въ то время, какъ Божіи
церкви Наслаждались глубокимъ миромъ, ты возбудилъ распри, вражду и
соблазнѣ. Оставь свои замыслы и успокойся; и не будетъ надобности въ
соборѣ/Напиши всѣмъ (во всѣ страны вселенной), кого ты ввелъ въ соблазнъ,
будто Германъ, патріархъ константинопольскій, и Григорій, папа римскій,
впали въ ошибку относительно иконъ; и мы снимемъ съ тебя заботу о грѣхѣ
и заблужденіи твоемъ, такъ какъ получили отъ Бога власть разрѣшать на
землѣ и на небѣ. Свидѣтель Богъ,—сколько ты ни писалъ къ намъ посланій,
мы всѣ ихъ доводили до ушей и сердецъ царей запада, стараясь примирить
ихъ съ тобою, и восхвалить и возвеличить тебя предъ ними; такъ какъ мы
знали, какъ жилъ ты прежде. Поэтому-то и портреты твон они принимали
съ такою честію, какую оказываютъ обыкновенно цари другъ другу при встрѣ¬ 2*