Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 18 — приказалъ вынести идоловъ изъ церкви». Поистиннѣ, Озія былъ братъ твой
и имѣлъ такое же упорство, какъ и ты; онъ въ свое время такъ же преслѣ¬
довалъ священниковъ, какъ тг.і (теперь). Этого змія освященный Давидъ внесъ
во храмъ ]) вмѣстѣ съ кивотомъ. Ибо что ѳто такое было, какъ не тотъ мѣд¬
ный змій, который былъ освященъ Богомъ, для исцѣленія болящихъ, уязвляе¬
мыхъ змѣями? Господь сдѣлалъ изъ него средство уврачеванія грѣшниковъ,
чтобы показать людямъ того, кто ввелъ въ грѣхъ первое созданіе, сотворен¬
ное Богомъ, Адама и Еву и напоминать имъ о немъ; а ты, какъ самъ хва¬
лишься, изгналъ изъ церкви Божіе благословеніе и святыню мучениковъ. Вна¬
чалѣ ты добровольно, а не по принужденію какому нибудь, иогговѣдыналъ
истинную вѣру: а потомъ, собственноручно подписавъ написанное тобою Ііъ
намъ, ты самъ обрушилъ на свою голову проклятіе. Мы же, какъ имѣющіе
право, власть и силу отъ св. верховнаго Петра, думали также наложить на
тебя наказаніе; но такъ какъ ты самъ наложилъ на себя проклятіе, то и
оставайся съ нимъ, а вмѣстѣ съ тобою подвергнутся ему и твои совѣтники,
которыхъ ты опуталъ. Какое, значитъ, прекрасное намѣреніе и какой благой
путь пресѣкъ ты этимъ людямъ? Видитъ любовь Христова: когда мы сами
входимъ въ церковь и разсматриваемъ изображенія чудесъ Господа Іисуса
Христа, а также изображенія святой Его Матери, имѣющей на рукахъ пита¬
ющагося млекомъ Господа и Бога нашего, а равно ангеловъ, стоящихъ кру¬
гообразно и взывающихъ трисвятую пѣснь, то выходимъ (изъ храма) не безъ
сердечнаго сокрушенія. Да и кто не будетъ, подобно намъ, сокрушаться и не
прольетъ слезъ умиленія, взирая на купели, на стоящихъ кругообразно свя¬
щенниковъ, на таинственную вечерю, на исцѣленіе слѣпаго, на воскрешеніе
Лазаря, на исцѣленіе прокаженнаго и разслабленнаго, на возлежанія па дракѣ,
на короба и корзины съ остатками хлѣба, на преображеніе на горѣ Ѳаворѣ,
на распятіе Господа, на Его гробъ, на Его воскресеніе и святое вознесеніе,
и на сошествіе Духа Святаго? Кто не будетъ сокрушаться и не прольетъ слезъ,
взирая на изображеніе Авраама съ мечемъ, грозно поднятымъ надъ ниши
сына? Ето не будетъ сокрушаться и не прольетъ слезъ, взирая вообще во
всѣ страданія Господа? Императоръ! предоставь себѣ лучше называться ере¬
тикомъ, нежели гонителемъ и истребителемъ иконъ и наглядныхъ изображеній
страданій Господнихъ. Но (скажешь) худо и не прилично называться ерети¬
комъ. Я же спрошу тебя: почему? Еретикомъ объявляютъ человѣка, когда онъ
извѣстенъ не многимъ людямъ и когда обольщенія его встрѣчаютъ затрудне¬
нія,—мысли перепутаны я неудобопонятны. И такіе, не имѣющіе смиренія,
проповѣдники своихъ собственныхъ догматовъ тотчасъ обнаруживаютъ свое
незнаніе и ослѣпленіе и падаютъ. Онн не въ такой степени подлежатъ осу¬
жденію, какъ ты. Ты началъ открытое преслѣдованіе того, что ясно, какъ день,
и обнажилъ церкви Божіи. Святые отцы ихъ одѣли и украсили, а ты раздѣлъ
ихъ и обнажилъ. И это сдѣлалъ ты при такомъ многоопытномъ архіереѣ! Я
разумѣю господина Германа, брата нашего и сослужителя. Съ нимъ ты дол¬
женъ былъ посовѣтоваться, какъ съ отцемъ и учителемъ, и какъ съ человѣ- 11) Храмъ оконченъ не при Давидѣ, а при Соломон|і.