Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 170 — преслѣдователямъ иконъ анаѳема! Примѣняющимъ изреченія божественнаго
писанія, направленныя противъ идоловъ, къ честнымъ иконамъ, анаѳема!
Непринимающимъ съ любовію святыхъ и честныхъ иконъ анаѳема! Назы¬
вающимъ священныя и честныя иконы идолами анаѳема! Говорящимъ, что
христіане прибѣгаютъ къ иконамъ, какъ къ богамъ, анаѳема! Тѣмъ, кои
держатся однихъ и тѣхъ же мыслей съ позорящими и безчестящими честныя
иконы, анаѳема! Говорящимъ, что иной, кромѣ Христа Бога нашего, изба¬
вилъ насъ отъ идоловъ, анаѳема! Осмѣливающимся говорить,, что христіан-'
ская церковь когда либо принимала идоловъ, анаѳема»! Когда были провозглашены вышеизложенныя анаѳемы, святый соборъ
устами Евѳимія епископа сардійскаго провозгласилъ нижеизложенное: «Святые отцы наши, исполняя божественное повелѣніе Бога и Спаси¬
теля нашего Іисуса Христа, не скрывали подъ сосудомъ дарованнаго Имъ
(I. Хр.) свѣтильника божественнаго знанія, но ставили его на подсвѣчникѣ
самаго полезнаго дѣла—учительства, чтобы онъ свѣтилъ всѣмъ находящимся
въ дому, то есть, рожденнымъ въ каѳолической церкви, дабы кто-либо изъ
благочестиво исповѣдующихъ Господа не наткнулъ когда-либо своей ноги
на камень еретическаго злословія. Они изгоняютъ всякое заблужденіе ерети¬
ческое, а всякій гнилой членъ, если онъ заболѣетъ неизлечимо, отсѣкаютъ.
Имѣя вѣялку, они очищаютъ гумно; при ѳтомъ пшепипу, то есть, питатель¬
ное слово, укрѣпляющее сердца человѣческія, они складываютъ въ кладовой
каѳолической церкви, а плевелы еретическаго злословія сожигаютъ огнемъ
неугасимымъ. Потому и втотъ святый и вселенскій соборъ, вторично созван¬
ный по благэволенію Божію и по распоряженію благочестивыхъ и благовѣр¬
нѣйшихъ нашихъ императоровъ, Ирины—отой повой Елены, и новаго Кон¬
стантина, богохраиимаго отпрыска ея, въ этой славной митрополіи Някеѣ,
и прочитавши и обсудивши ученіе преславныхъ и блаженныхъ отцевъ на¬
шихъ, прославляетъ того же Бога, Который и имъ даль слово для нашего
наученія и для усовершенствованія каѳолической и апостольской церкви. А
тѣмъ, коп думаютъ несогласно съ ними, но стараются настоящую истину
заіѣнить своимъ нововведеніемъ, они непрестанно повторяютъ нсаломское
изреченіе: сколько зла измыслили враги на святаго Твоего и какъ похваля¬
лись говоря: пѣтъ учителя, который выяснилъ бы, что мы искажаемъ слово
истины. Мы же, во всемъ держась ученія этихъ богоносныхъ отцевъ нашихъ,
проповѣдуемъ это ученіе едиными устами и единымъ сердцемъ, ничего не
црибавляя и ничего не убавляя изъ того, что предано намъ; а напротивъ
утверждаемся и укрѣпляемся въ немъ. Мы исповѣдуемъ и учимъ такъ, какъ
опредѣлили и утвердили святые и вселенскіе шесть соборовъ. И вѣруемъ
во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимаго и невидимаго.
И во единаго Господа Іисуса Христа, единороднаго Сына и Слово Его, чрезъ
Котораго все произошло. И въ Духа Святаго, Госнода животворящаго, еди¬
носущнаго и совѣчнаго Отцу и Сыну Его, Который имѣетъ одно съ нимъ
начало,—въ Троицу иесотвореннуч,. нераздѣльную, непостижимую, неопису¬
емую, Которой одной надлежитъ божеское служеніе, и поклоненіе и почита¬
ніе; во едино божество, едино господство, одну власть, одно царство и силу;
въ Троицу, Которая, будучи нераздѣльною, раздѣляется по ипостасямъ и,