Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 167 — ютъ ихъ никакихъ почестей. Даже и въ силу императорскихъ повелѣній пре¬
клоняясь (предъ царскими портретами), они не измышляютъ того, въ чемъ
справедливо обвиняются тѣ, которые глаюлящеся быти мудри объюродѣ-
ша. И измѣииша славу нетлѣшаго Бога въ подобіе образа тлѣнна
человѣка (Римл 1, 22 и 23), какъ говоритъ апостолъ. Такимъ образомъ
ясно, что находящееся въ писаніи обличеніе къ намъ неприложимо. Еслибы
мы какія-либо благочестивыя мысли, которыя должны относить только къ
божественному, отнесли бы, увлекаясь иконами, къ чему-либо болѣе тѣлес¬
ному, или если бы мы покинули богоприличное чествованіе и служеніе, или
же почему-либо совершенно унизили напгу вѣру; то хорошо было бы тогда
отнять у насъ то, что удаляетъ и отвлекаетъ насъ отъ усерднаго почитанія
единаго истиннаго Бога.—А теперь мы видимъ, что происходитъ противное
сему. Кто-либо съ сознаніемъ взирая на икону какого-либо святаго, по обык¬
новенію, говоритъ: «слава тебѣ Боже», и при этомъ произноситъ имя этого
святаго. Такимъ образомъ во время нашей молитвы исполняется то, что
сказано намъ: и чрезъ видимое и чрезъ невидимое да прославляется всесвя¬
тое имя Христово. Но при атомъ мы не допускаемъ кого-либо изъ святыхъ
мужей назвать богомъ, хотя единый и попреимуществу сущій Богъ это на¬
именованіе усвоялъ угодившимъ Ему, какъ это написано вь священной книгѣ
псалмовъ (81 пс 1 и 6). Далѣе, мы не считаемъ иконъ достаточною опорою
богопознанія и ради нихъ і:е презираемъ собраній, бывающихъ въ церквахъ
Божіихъ, а равно и славословія въ нихъ Бога днемъ и ночью, или, лучше
псаломски сказать, вечеромъ, утромъ и вполдень, какъ говоритъ Давидъ, и
особенно во время божественнаго тайнодѣйствія и литургіи. Но такъ какъ
мы хорошо знаемъ, что нѣтъ надежды на полученіе спасенія болѣе ниоткуда,
какъ только отъ благочестивой вѣры и исповѣщнія единаго истиннаго Бога
въ Троицѣ покданяемаго, изъ которыхъ первая находится въ сердцѣ, а вто¬
рое произносится устами: сердцемъ бо вѣруется въ правду, усты же ис¬
повѣдуется во спасеніе: то поэтому постоянно возносимъ своими устами
славословіе Ему, какъ сотворившему насъ Богу и величіе Его носимъ въ
сосудѣ (сердца). Къ принятію всесвятаго тѣла Господа и крови Его, чрезъ
которыя мы, по преданію Его, совершаемъ воспоминаніе о Его смерти и вос¬
кресеніи, весь народъ Христовъ стремится съ неутолимымъ желаніемъ п бого-
движимымъ усердіемъ гораздо сильнѣе, чѣмъ олень на источники водные.
Пусть не соблазняетъ кого-либо и то, что предъ иконами святыхъ мы дѣ¬
лаемъ освѣщеніе и благовонное куреніе. Совершать это въ честь святыхъ
придумано въ символическомъ смыслѣ; потому что они упокоеніе свое имѣютъ
во Христѣ и честь, оказываемая имъ, относится къ Нему. Премудрый Васи¬
лій говоритъ, что честь, оказываемая святымъ ихъ сорабами, служитъ дока¬
зательствомъ любви нашей къ общему Владыкѣ. Чувственные огни суть сим¬
волъ невещественнаго и божественнаго свѣтодаянія, а ароматическое куреніе
символъ чистѣйшаго всецѣлаго вдохновленія и преисполненія Духа Святаго.
Мы рѣшились писать это противъ видимыхъ и какъ бы изъ писанія извле¬
ченныхъ противорѣчій и проеимъ васъ, чтобы вы всячески преслѣдовали то,
что не соблазняетъ и не смущаетъ народа; потому что Господь заповѣдуетъ
не презирать и одного изъ малыхъ. Равнымъ образомъ пусть никто не со¬