Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 166 сдѣланы глухими и всё это былъ только вымыселъ мастера; сами же они
суть дерево, созданное на удовлетвореніе нуждъ человѣка, и обдѣланное въ
форму мужчины, для показанія безсмысленности покланяющихся ему. Къ этому
(у пророка) присоединяется: видите, нерцыте, яко лжа въ дееницѣ-Моей
(Исаіи 44, 20). Это онъ прибавилъ для ниспроверженія вышеописаннаго не¬
честія. Итакъ мы, вѣруя въ Сына Божія, Который есть истина и десница
Отца, оказываемся непричастными высказанному пророкомъ осужденію. И къ
этому я благовременно присовокуплю пророческое изреченіе: что плевы ко
пшеницѣ (Іерем. 23, 28). Какое сродство между непостояннымъ легкомыслі¬
емъ служащихъ твари вмѣсто Творца, навѣваемымъ духами нечестія, и между
питательнымъ словомъ истиннаго богопознанія, находящимся у всего народа
Христова? О первыхъ пророкъ Исаія сказалъ, что они курили ѳиміамъ на
вершинахъ горъ и приносили куреніе на холмахъ подъ дубомъ, тополью и
тѣнистымъ деревомъ; потому что оно даетъ хорошую тѣнь, какъ говоритъ
современный Исаіи пророкъ (Ос. 4, 13). Народъ же Христовъ покланяется
Дарю вѣковъ нетлѣнному, единому, премудрому Богу во святомъ домѣ Его,
совершая поклоненіе въ духѣ и истинѣ и непрестанно принося всякую хвалу
и славословіе животворящей Троицѣ. Возвѣщенный премудростію скорый ко¬
нецъ идоловъ, то есть уничтоженіе ихъ и то, что они не пребудутъ навсегда,
совершился не въ другое какое-либо время, а по явленіи великаго Бога и
Спасителя нашего Іисуса Христа, которое церковь Его, напоенная кровію
Его, всегда благочестиво исповѣдуетъ и прославляетъ отъ концовъ до кон¬
цовъ вселенной. Итакъ этотъ дѣйствительный и истинный поклонникъ Троицы,
народъ Христовъ пе навлекаетъ на себя ничего изъ того, что написано въ
этихъ книгахъ въ порицаніе идоловъ, хотя онъ и имѣетъ иконы святыхъ му¬
жей въ воспоминаніе о добродѣтеляхъ ихъ. Такъ и блаженному апостолу Павлу
совсѣмъ не вмѣнено было въ вину и осужденіе то, что онъ, проповѣдуя отмѣ-
неніе плотскаго обрѣзанія и укоряя желающихъ оправдаться закономъ, самъ
однакоже обрѣзалъ Тимоѳея, показывалъ видъ, что соблюдаетъ законъ, и при¬
несъ во храмѣ жертву. На дѣла надобно смотрѣть не просто, но всегда дол¬
жна быть принимаема во вниманіе цѣль, какою руководились дѣлатели. Эта
цѣль или слагаетъ вину съ дѣлавшаго или напротивъ осуждаетъ его. А если
бы на это не обращать тщательнаго вниманія; то быть можетъ повелѣніе Са¬
мого Бога не осталось бы безупречнымъ въ глазахъ язычниковъ; потому что
и скульптурное и кованое воспрещено закономъ, а между тѣмъ осѣняющіе
кивотъ херувимы славы, какъ называетъ ихъ апостолъ, были сдѣланы этимъ
способомъ. Этимъ херувимамъ воздавать честь мы научаемся не только изъ
писанія, но и блаженный Аѳанасій, изъясняя псаломское изреченіе: сѣдяй
на херувимѣхъ явися (Пс. 79, 2) выражаетъ тоже мнѣніе. Ііритомъ же пер¬
вообразы этихъ херувимовъ по естеству своему неизвѣстны никому изъ лю¬
дей; потому что они суть духъ и огнь и чужды всякой тѣлесной оболочки; и
если объ нихъ пророкомъ говорится въ болѣе тѣлесномъ смыслѣ, такъ это
имѣетъ значеніе символическое и таинственное, и того, что прилично сказать
объ нихъ, иначе нельзя понять, какъ въ высшемъ смыслѣ. Надобно сказать
также и то, что христіане, изображая портреты своихъ родственниковъ по
плоти, или знакомыхъ и друзей, никогда не почитаютъ ихъ и не удостоива-