Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 165 — мому и выражаемо въ догадкахъ и предположеніяхъ, которыми выражается
только чувственное пониманіе. Ибо, сказавъ напередъ: «вы не видѣли подо¬
бія въ тотъ день, когда Господь говорилъ къ вамъ на горѣ Хоривѣ изъ сре¬
ды огня», сказавъ напередъ это, Моисей тотчасъ прибавляетъ: «не поступай¬
те нечестиво, и не дѣлайте себѣ изваяннаго подобія». Этимъ онъ напомина¬
етъ имъ о совершенномъ ими изготовленіи тельца, а съ тѣмъ вмѣстѣ и пре¬
достерегаетъ ихъ, чтобы они не послѣдовали обычаю египетскому, который
они знали; не впали бы въ подобное нечестіе и не почли бы божественнаго
подобнымъ этому изображенію. Это же говоритъ и великій апостолъ въ своей
проповѣди предъ собраніемъ аѳинянъ: родъ убо суть Божій, нс должны
есмы непщевати подобно быти Божество злату или сребру, или ка-
меню художнѣ начертану и смышленію человѣку (Дѣян. 17, 29). Тотъ
же смыслъ имѣетъ іі выраженіе: не возмеши имене Господа Боіа всуе, то
есть не призывай и не приводи Бога (въ подтвержденіе своихъ словъ), когда
въ дѣйствительности нѣтъ того, 'о чемъ ты говоришь и чему ложно усвояется
бытіе и имя. «Намъ же, говоритъ великій апостолъ, единъ Боіъ Отецъ,
изъ него же вся; и единъ Господъ Іисусъ Христосъ, имъ же вся; и единъ
Духъ Святый, въ которомъ все (1 Кор. 8, 6).—Видоизмѣненіемъ, выраженій
не вводится физической разности (между лицами Божества); да не будетъ!
потому что три лица суть одинъ Богъ, какъ учитъ премудрый Григорій. Итакъ
народъ Христовъ и донынѣ никому болѣе не усвоялъ имени, превосходящаго
всякое имя, или почитанія или служенія, кромѣ святой и живоначальной
Троицы; да не будетъ! Божественное писаніе, вполнѣ узаконивши служеніе
этимъ лицамъ св. Троицы, съ тѣмъ вмѣстѣ содѣлало насъ чуждыми и непри¬
частными заблужденію; ибо образъ идолослуженія ясенъ. У насъ же какъ
одно поклоненіе единому Богу, одна вѣра въ Него и одно спасительное кре¬
щеніе; такъ и одно приносится .нами Ему служеніе въ томъ видѣ, какъ оно
предано святыми апостолами и сохраняется (донынѣ) Это жертва хвалы, ко¬
торую заповѣдалъ приносить Богу и Отцу божественный апостолъ, то есть,
плодъ устъ исповѣдающихся имени Его; это божественное преданіе въ живо
творящихъ таинствахъ, возвѣщенное пророкомъ Малахіею, который отъ лица
Божія сказалъ: зане отъ востокъ солнца и до западъ имя Мое просла-
вися во языцѣхъ и на всякомъ мѣстѣ ѳиміамъ приносится имени Мо¬
ему, и жертва чиста (Мал. 1, 11). Итакъ храмъ Божій, то есть церковь
Его, не имѣетъ никакого общенія съ идолами; да не будетъ! Она (церковь)
по слову апостола, называется столпомъ и утвержденіемъ истины; имена же
идоловъ, взываетъ пророкъ Захарія, истребятся на землѣ; потому что, при
распространеніи вѣры Христовой, всякое мѣсто будетъ открыто дому Давидо¬
ву, то есть церкви Христовой. Къ атому пусть будетъ присоединено и то, что
сказано въ книгѣ Премудрости Соломоновой, а также и то, что находится у
велегласнаго Исаіи. Въ первой говорится: начало блуженія умышленІе
идоловъ: изобрѣтеніе оюе ихъ тлѣніе живота. Ниже бо быта отъ на¬
чала, ниже будутъ во вѣки: тщеславіемъ бо человѣческимъ внидоша въ
міръ, и сею ради кратокъ ихъ конецъ вмѣнися (Прем. Сол 14, 12—14)
и т. д. А у пророка Исаіи сказано: посрамятся созидающій бога и вая¬
ющій (Ис. 44, 10). И потому всѣ эти боги, сколько ихъ ни было, изсохли и