Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 163 — слова. Иногда они даже старались убивать людей въ честь бога и торже¬
ственное щегольство постыдными дѣлами ставилось имъ въ честь, коль скоро
оно совершилось въ честь покланяемыхъ (ими боговъ), какъ будто сами боги
совершали это и сорадовались совершаемому. Между тѣмъ у христіанъ иконы
святыхъ мужей, даже до пролитія крови, но слову апостола, противостояв¬
шихъ грѣху, а также послужившихъ истинѣ словомъ, я разумѣю пророковъ
и апостоловъ, или же истинно оказавшихся рабами божіими благочестивой)
жизнію и совершеніемъ добрыхъ дѣлъ, суть не что иное, какъ образецъ
мужества, изображеніе досточтимой и добродѣтельной жизни и побужденіе и
поощреніе къ прославленію Бога, Которому они угодили въ настоящей жиз¬
ни. Слово, повѣствующее о дѣлахъ святыхъ мужей, приноситъ пользу слуша¬
ющимъ и часто призываетъ ихъ къ подражанію ревности ихъ. Эта же цѣль
достигается и чрезъ надлежащее разсматриваніе иконъ, ибо «что повѣство¬
вательное слово передаетъ чрезъ слухъ, то живопись показываетъ молча
чрезъ подражаніе, говоритъ Василій великій 1), присовокупляя, что и тѣмъ и
другимъ способомъ многіе возбуждены къ подражанію. Можетъ быть кто
либо скажетъ, что изображаемое на иконѣ повѣствованіе о дѣлахъ (святыхъ)
кратко и обще; но для тѣхъ, кто смотритъ на него, ойо служитъ достопод-
ражаемымъ изображеніемъ самой идеи (изображеннаго на ней) святаго, какъ
и при идолахъ лжеименныхъ боговъ выставлялись на показъ ихъ мерзости.
Кто чрезъ слухъ узналъ дѣла, совершенныя святыми, того это созерцаніе
будетъ побуждать къ припоминанію слышаннаго, а кто не знаетъ еще объ
нихъ, того оно будетъ приготовлять къ усердному слушанію объ нихъ и воз¬
буждать въ немъ сильную любовь къ нимъ и славословіе Богу, такъ что и
то и другее, по слову Евангелія, слышащихъ о добрыхъ дѣлахъ святыхъ
будетъ приводить къ прославленію Отца нашего, Который на небесахъ. Если
данное чрезъ Моисея законодательство заповѣдуетъ народу положить гіацин¬
товую бахрому на краяхъ одеждъ въ воспоминаніе о содѣлавномъ (для нихъ)
и для соблюденія (данныхъ имъ заповѣдей); то тѣмъ болѣе мы должны чрезъ
живописное изображеніе святыхъ мужей припоминать конецъ жизни ихъ и
подражать вѣрѣ ихъ, какъ учитъ апостолъ (Евр. 13, 3). Изображать образъ
Господа на иконахъ въ плотскомъ Его видѣ слѣдуетъ и въ обличеніе нустаго
представленія еретиковъ, суесловящихъ, будто Онъ не по истинѣ содѣлался
человѣкомъ, а также въ руководство для тѣхъ, кои не могутъ подняться на
высоту духовнаго созерцанія, но имѣютъ нужду въ нѣкоторомъ плотскомъ
усвоеніи слышаннаго, насколько это полезно и позволительно. Тайна, отверз¬
шая добродѣтели небеса, сокрытая отъ вѣковъ и родовъ въ Богѣ, создав¬
шемъ все, усвояется не только посредствомъ слуха, ибо вѣра отъ слуха,
какъ говоритъ апостолъ (Рим. 10,17), но она напечатлѣвается и посредствомъ
зрѣнія въ душахъ зрителей и съ силою взываетъ о томъ, что Богъ явился
во плоти. Тайна эта принята вѣрою въ мірѣ и имѣетъ оказаться тайною
святѣйшею и спасительнѣйшею всѣхъ прочихъ. Написанное (и преиоданное)
посредствомъ евангельской проповѣди о жизни Господа на землѣ среди людей
во плоти неизгладимо начертывается въ народныхъ воспоминаніяхъ; слава же •)•) Твор. св. Вас. вел. въ русск. пер. Москв. 1846 г., ч. 4, стр. 296. 1 1 ^