Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 162 — Христосъ создалъ церковь Свою, который не могутъ ни сокрушить, ни нис¬
провергнуть врата адовы, то есть, нападенія силъ враждебныхъ. Потому то
мы и наслѣдовали новое имя, которое, какъ говоритъ Исаія, будетъ благо¬
словенно. Онъ говоритъ такъ: благословятъ Бога истиннаго (Исаіи 65,16).
Мы возвѣщаемъ непостижимость и недоступность неизреченнаго естества
Его, проповѣдуя при томъ безъ малѣйшаго сомнѣнія и самую невидимую и
неописуемую и совершенно неизмѣняемую силу Его и божество, которое, по
словамъ святѣйшаго Павла, можно видѣть отъ созданія міра—чрезъ разсма¬
триваніе тварей (Римл. 1, 20). Такимъ образомъ мы удостоиваемся служить
Богу живому и истинному, почтены и прославлены свободою, которою Хри¬
стосъ освободилъ насъ (Гал. 4 гл.), и освободились отъ всякаго идольскаго
заблужденія и нечестія, преимущественнымъ отличіемъ котораго служитъ —
говорить камню: «ты меня родилъ» и дереву: «ты меня сотворилъ», какъ
говоритъ объ этомъ пророкъ, а также, по словамъ Исаіи, не обращать сво¬
его взора къ небу и не размышлять,—кто сотворилъ все это, кто такъ пре¬
мудро создалъ міръ и самое имя это далъ ему потому, что въ немъ сосредо¬
точилъ много славы и множество силы. Руки Его создали все воинство не¬
бесное, какъ говоритъ объ этомъ другой пророкъ. Созерцая гармоничность
во всемъ твореніи, по аналогіи, разумною силою души, можно усматривать
зиждительное Слово Его, а чрезъ Него покланяться и Отцу Его, истинному
Богу, какъ весьма ясно учитъ объ этомъ и блаженный Аѳанасій въ словѣ
своемъ противъ идоловъ. «Итакъ, какъ нѣтъ ничего общаго у свѣта со тмою
и никакого согласія между Христомъ и Веліаромъ (2 Кор. 6, 14—15), такъ
нѣтъ ничего общаго у христіанъ, почитающихъ Единаго Бога поклоняемаго
въ непостижимой славѣ и силѣ, съ тѣми, которые сами себѣ дѣлаютъ бога
и которыхъ такимъ образомъ пророкъ справедливо называетъ жалкими; серд¬
це ихъ есть пепелъ (Ис. 44, 20), какъ говоритъ иисаніе. Изъ нихъ нѣкото¬
рые думаютъ, что новый богъ созидается для нихъ изъ ничего дѣйствіемъ
созданнаго ихъ руками идола. И коль скоро этотъ новый богъ ихъ отъ какой
либо причины разрушился и уничтожился, они твердо держатся той мысли,
что совсѣмъ нѣтъ у нихъ Бога, если не сдѣлаютъ для себя другаго такимъ
же образомъ. И этому насъ ясно научаетъ божественное писаніе, говоря о
созданіи израильтянами тельца въ пустынѣ, когда, возмутившись противъ
Аарона, они сказали: сотвори намъ боги, иже пойдутъ предъ нами (Исх.
32, 1), показывая этимъ то, что, по ихъ мнѣнію, у 1шхъ совсѣмъ нѣтъ Бога
ни истиннаго, ни лжеименнаго, если онъ не сдѣлаетъ по ихъ просьбѣ какого
либо идола, которому затѣмъ они приписали исходъ свой изъ Египта, пока¬
зывая этимъ преизбытокъ своего нечестія и безумія. Другіе же, бывшіе послѣ
нихъ, усвоивши себѣ гнусность языческаго идолослуженія и стараясь при¬
крыть ее именемъ почитаемыхъ ими боговъ, съ усердіемъ занимались при¬
готовленіемъ ихъ идоловъ, какъ напримѣръ Зевса, котораго они назвали
отцомъ и консуломъ, то есть верховнымъ между богами и людьми, а равно
и прочихъ, наименованія которыхъ многимъ хорошо извѣстны.—Почитаніе
же и прославленіе ихъ чрезъ приносимыя имъ жертвы состоитъ въ томъ,
что совершаются блудодѣянія и невоздержаніе, выказываются всѣхъ родовъ
непристойности и, мало сказать, произносятся постыдныя и богохульныя