Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 158 — мѣть, что они общники божественнаго естества и не приписываемъ имъ чести
поклоненія, приличествующаго божественной славѣ и могуществу, но пока¬
зываемъ этимъ любовь свою къ нимъ. То, въ истинѣ чего мы увѣрились
черезъ слухъ, мы передаемъ и черезъ живопись, чтобы тверже укрѣпить это
въ своей памяти. Скованные тѣломъ и кровію, ыы принуждены и посред¬
ствомъ зрѣнія укрѣплять то, что служитъ къ удовлетворенію души; потому
что и сами святые Божіи, соблюдая служеніе и прославленіе и поклоневіе
Одному и Единому и призывая и наставляя этому всѣхъ, пролили кровь
свою и надѣли на себя вѣнецъ истиннаго исповѣданія. Такимъ образомъ
иконы приготовляются не для того, чтобы поклоненіе духомъ и истиною, при¬
личествующее непостижимому и неприступному Божеству, мы относили къ
рукотвореннымъ иконамъ, или дѣламъ рукъ человѣческихъ, или вообще къ
созданіямъ Божіимъ видимаго ди то міра, или невидимаго, но чтобы посред¬
ствомъ этихъ образовъ выразить нашу любовь, которую мы справедливо пи¬
таемъ къ истиннымъ рабамъ Бога нашего, чтобы и самимъ намъ посред¬
ствомъ добрыхъ дѣлъ и сопротивленія страстямъ сдѣлаться подражателями
ихъ мужеству и любви ихъ къ Богу. Пусть всякій вполнѣ будетъ убѣжденъ,
что въ такомъ именно смыслѣ употребляются иконы въ церкви Божіей и
что мы ни откуда не ожидаемъ спасенія какъ въ видимомъ мірѣ, такъ и въ
будущемъ вѣкѣ, какъ только отъ Одного и Единороднаго Сына Божія, вмѣстѣ
съ Отцомъ и Святымъ Духомъ щедро подающаго божественные дары Свои;
потому что людямъ не дано другого имени, которымъ бы мы должны получить
спасеніе. Хотя мы цѣлуемъ иконы Господа и Спасителя нашего и непороч¬
ной Его Матери, истинной Богородицы, и святыхъ Его; но, по вѣрѣ нашей,
относимся къ нимъ не такъ, какъ къ Богу. Мы знаемъ, что Богъ безнача-
ленъ и безконеченъ, что Онъ содержитъ Своею рукою все, что Онъ Творецъ
нашъ и Творецъ всякой твари и поистинѣ Богъ Спаситель, имѣющій власть
на небѣ и на землѣ, истинно воплотившійся за родъ человѣческій; знаемъ
также, что раба Его въ тоже время содѣлалась воистину Матерію Его и есть
сильнѣйшая молитвенница за родъ нашъ; то—Господь, совершившій дѣло
нашего спасенія, а это—матерински молящаяся за насъ. А всѣмъ святымъ
мы воздаемъ почесіи и приносимъ пѣснопѣнія, какъ сорабамъ нашимъ, имѣ¬
ющимъ подобное намъ естество, но содѣлавшимся угодными Богу, какъ ска¬
зано прежде, получившимъ отъ Него высшее дерзновеніе и блаженство и удо¬
стоившимся благодати испрашивать намъ Его благодѣянія, исцѣленія отъ
страданій и освобожденіе отъ опасностей чрезъ призываніе Бога нашего; по¬
тому что написано: Память праведныхъ съ похвалами (Притч. 10, 7).—
Все это мы представили поименованному .боголюбезному епископу наколій-
скому. Онъ принялъ это и исповѣдалъ какъ предъ Богомъ, что онъ такъ
именно будетъ содержать это и не будетъ ни говорить, ни дѣлать ничего
на соблазнъ людямъ или подавать имъ поводъ къ возмущенію.—Итакъ, зная
это, ваша боголюбезность пусть успокоитъ свой синодъ и сама да не соблаз¬
няется по этому поводу; но призвавъ его (епископа), прочитавъ настоящее
наше посланіе и удостовѣрившись изъ него въ его единомысліи въ этомъ
вопросѣ, да вознесетъ молитву о долголѣтнемъ благоденствіи и побѣдѣ дер¬
жавныхъ нашихъ государей и императоровъ и да испроситъ христіанскому
народу миръ Божій, превышающій всякій умъ».