Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 155 браженіями! Изображенія того, что не существуетъ, называются идольскими.
Ихъ изобрѣла языческая миѳическая поэзія, представлявшая несуществую¬
щее какъ бы существующимъ. Но церковь Христова не имѣетъ иикакого об¬
щенія съ идолами; да не будетъ! Мы не покланяемся ни телицамъ, ни тель¬
цу, вылитому въ Хоривѣ, и тварь для насъ не Богъ. Мы не прибѣгаемъ къ
изваяніямъ и не совершаемъ ни мистерій, ни такихъ жертвоприношеній, для
которыхъ убиваютъ дѣтей. Также никогда мы не приносили въ жертву сыно¬
вей и дочерей своихъ, чтобы къ намъ могло быть примѣнено то, что сказано
Соломономъ о почитающихъ идоловъ. Ужъ не оскверняемъ ли мы земли кро¬
вію? Ужъ не дѣлаемъ ли мы для храма иконы, изображающія идоловъ, и не
покланяемся ли имъ, какъ Богу? Не изображаемъ ли на стѣнахъ храма пре¬
смыкающихся и скотовъ, или не насъ ли видѣлъ Іезекіиль плачущими объ
Адонисѣ и приносящими жертву солнцу? Объ такихъ поклонникахъ апостолъ
говоритъ: Послужиша твари паче Творца (Римл. I, 25) Или не ставимъ
ли мы изображенія двухъ блудницъ египетскихъ Олодамы и Оливы, и не при¬
носимъ ли имъ поклоненія? Не приносили ли также мы жертвъ Ваалу вави¬
лонскому и Дагону палестинскому, и не преклонялись ли предъ другими бо¬
гами языческими? Нѣтъ! нѣтъ! Никто пусть не обвиняетъ насъ въ этомъ;
потому что народъ Христовъ, носящій имя, которое выше всякаго другаго
имени, не почиталъ ничего изъ сущаго и сотвореннаго, кромѣ святой и жи¬
воначальной Троицы, и никому кромѣ Тріединаго Бога не служилъ; да не бу¬
детъ!—Обряды идолослуженія очень извѣстны всѣмъ. Для богобоязненныхъ
христіанъ предметомъ поклоненія служитъ Господь. Если же кто, подобно
іудеямъ увлекаясь страстію къ обвиненію, будетъ примѣнять къ намъ то,
что въ древности было провозглашаемо противъ идолопоклонниковъ и будетъ
приписывать идолослуженіе нашей церкви изъ-за того, что она, при содѣй¬
ствіи честныхъ иконъ, божественнымъ и чудеснымъ образомъ приводитъ насъ
къ совершенству; то пусть онъ считается ничѣмъ инымъ, какъ лающею
собакой, пусть будетъ отброшенъ далеко, какъ бы камень пращею, и пусть
послушаетъ, что сказано іудею: о если бы видимые знаки, которыми былъ
руководимъ израиль, приводили его къ поклоненію Богу! О если бы посред¬
ствомъ образнаго приходилъ онъ къ мысли о Создателѣ и не почиталъ тельца
выше скрижалей завѣта.—О если бы онъ болѣе стремился къ священному
жертвеннику, а не къ тельцамъ самарійскимъ.—О если бы онъ болѣе вни¬
малъ жезлу Аарона, а не Астартѣ. Хорошо было бы для него и справедливо
цѣловать' одождившій божественнымъ дождемъ камень, а не Ваала.—О если
бы онъ болѣе устремлялъ свои взоры на жезлъ Моисеевъ, на стамну золо¬
тую, на кивотъ, на очистилище, на эфудъ, на трапезу, на скинію какъ вну¬
треннюю, такъ и внѣшнюю! Все это, содѣланное въ славу Божію, хотя и
было рукотвореннымъ, но называлось святымъ святыхъ. О если бы онъ обра¬
щалъ свои взоры на изваянныхъ херувимовъ, воспоминая о которыхъ апо¬
столъ говоритъ: херувимы славы осѣняющій (очистилище) алтарь (Евр.
9, 5), и которымъ писаніе приписываетъ божественную славу. Если бы онъ
внялъ всему этому, то не поклонился бы идоламъ;—потому что всякое дѣло,
совершенное во имя Господне, честно и свято. Но что за нужда удлинять
посланіе, а въ особенности посланіе къ человѣку богоугодному и избранному