Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 143 — Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «сама сущность вещей научаетъ,
что честь изображенія относится къ первообразу, равнымъ образомъ и безче*
стіе. Отецъ же то, что пропитано, взялъ только какъ примѣръ». Епифаній, боголюбезнѣйшій діаконъ церкви катанской и занимавшій
мѣсто Ѳомы, почтеннѣйшаго епископа сардинскаго, сказалъ: «примѣры въ
дѣлахъ очевидныхъ допускаются, какъ и богоглаголивый отецъ (привелъ въ
примѣръ) изображеніе императора». Никита, почтеннѣйшій діаконъ и нотарій, прочиталъ: Святаго Василія изъ тридцати главъ къ Амфилохт о Святомъ
Духѣ, и именно изъ 17-й главы: «Хотя изображеніе императора и называется императоромъ, однакоже
не два императора, потому что ни власть не разсѣкается, ни сила не дѣлит¬
ся; ибо какъ управляющее нами начальство и владычество одно, такъ и наше
славословіе одно, а не много ихъ. Потому и честь изображенія переходитъ
къ первообразу». Іоаннъ, почтеннѣйшій пресвитеръ и представитель восточныхъ архіере¬
евъ, сказалъ: «вотъ эту книгу, которая у насъ въ рукахъ, мы принесли съ
собою съ востока и просимъ прочитать ее». Константинъ, боголюбезнѣйшій діаконъ и нотарій, прочиталъ: Святаго Василія изъ слова противъ савелліанъ и Арія, начинаю¬
щагося словами: «Іудейство враждуетъ съ язычествомъ, а то и другое враждуетъ съ хри¬
стіанствомъ». И нѣсколько далѣе: «но ученіе истины избѣгло противорѣчій
съ той и другой стороны. Ибо гдѣ одно начало и одно, чтб изъ начала,—
одинъ первообразъ и одинъ образъ; тамъ понятіе единства не нарушается.
Посему Сынъ, будучи отъ Отца рожденъ, и естественно отпечатлѣвая въ Себѣ
Отца, какъ образъ, безразличенъ съ Отцемъ; а какъ рожденіе, сохраняетъ въ
Себѣ единосущіе съ Нимъ. Кто на торжищѣ смотритъ на царскій образъ и
говоритъ, что изображаемое на картинѣ есть царь, тотъ не двухъ царей при¬
знаетъ, то есть образъ и того, чей образъ; и если указавъ на написанное
на картинѣ скажетъ: «это царь» не лишитъ первообразъ царскаго именова¬
нія, вѣрнѣе же сказать признаніемъ образа подтверждаетъ честь воздаваемую
царю» >). Іоаннъ, почтеннѣйшій инокъ и представитель восточныхъ архіереевъ,
сказалъ: «тотъ лжесоборъ пустословилъ, будто покланяющійся иконѣ (Хри¬
стовой) раздѣляетъ Христа на двое, и будто видящій икону и говорящій или
надписывающій: «это—Христосъ», раздѣляетъ Христа; что безумно.—Бого¬
носный Василій, свѣтильникъ и учитель церкви Божіей, посвященный Свя¬
тымъ Духомъ въ божественныя тайны, сказалъ, что честь изображенія отно¬
сится къ первообразу и устремляющій взоръ свой на изображеніе императора
видитъ въ немъ императора и покланяющійся ему (изображенію) покланяется
не двумъ императорамъ, но одному. Отецъ ясно сказалъ, что императоромъ
называется и изображеніе императора и однако не два отъ этого императора.
Поэтому (покланяющійся изображенію Христову и говорящій, что это есть *) Твор. св. Вас. вел. въ русск. перев. ч. 4-я. Москва 1846 г., стр. 381—382.