Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
142 — было ни малѣйшаго промежутка въ ея мученіяхъ. Во время такого несчастія,
ей пришлось однажды не надолго остаться одной. Увидѣвъ себя въ опасномъ
положеніи, она, двинувшись еъ постели, встала и поспѣшила къ тому мѣсту,
гдѣ были изображены на стѣнѣ эти всемудрые святые; опираясь на свою
вѣру, какъ на посохъ, и выпрямившись, она ногтями рукъ своихъ отскоблила
нѣсколько краски (отъ иконы), бросила ее въ воду и выпила немного,—и
тотчасъ сдѣлалась здоровою: бывшія боли прекратились вмѣстѣ съ явленіемъ
ей святыхъ. Исцѣлившись она пошла въ этотъ великій храмъ, благодаря
Господа Бога, давшаго такіе дары святымъ Своимъ, и разсказала всѣмъ о
дарованномъ ей такимъ образомъ исцѣленіи силою этихъ святыхъ». Симеонъ, почтеннѣйшій инокъ, пресвитеръ и игуменъ этой страны,
подалъ книгу, которую взялъ Никита, почтеннѣйшій діаконъ и нотарій досто¬
чтимаго патріаршаго секретаріата, и прочиталъ: „ Святаго Отца нашего Іоанна златоуста на умовеніе*. «Все соіворено ради славы Божіей и нашей пользы. Облако для излі¬
янія дождей, земля для изобильнаго произрастанія плодовъ, море для обога¬
щенія купцовъ. Все служитъ тебѣ, человѣкъ, въ особенности какъ образу
Господню; ибо какъ въ то время, когда въ городъ вносятъ императорскіе
портреты и изображенія, съ радостію выходятъ на встрѣчу имъ начальники
и народъ, оказывая почтеніе не доскѣ и изображенію, но императору; такъ
и твореніе оказываетъ почтеніе не земному, но небесному образу». Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «прочитанныя книги принесены
изъ храма святыхъ безсребренниковъ (т. е. Косьмы и Даміана), находящагося
въ этомъ богохранимомъ и царствующемъ городѣ. Присутствующіе здѣсь
тамошніе клирики принесли ихъ къ намъ и просили прочитать ихъ на свя¬
томъ соборѣ». Святый соборъ сказалъ: «и нужно было, владыка, прочитать ихъ; потому
что онѣ принесены на пользу всѣмъ намъ». Петръ, почтеннѣйшій чтецъ и нотарій досточтимой патріархіи, про¬
читалъ: Святаго Аѳанасія изъ четвертаго (третьяго) слова на аріанъ, ко¬
торое начинается словами: «Аріане, какъ видно, однажды рѣшившись быть отступниками», и въ
которомъ нѣсколько далѣе говорится: «сіе же ближе иной можетъ усмотрѣть
въ подобіи царскаго изображенія; потому что въ изображеніи есть видъ и
образъ царя, а въ царѣ есть видъ представленнаго въ изображеніи; пред¬
ставленное въ изображеніи подобіе царя не отлично отъ него; такъ что кто
смотритъ на изображеніе, тотъ видитъ въ немъ царя, и наоборотъ кто
смотритъ на царя, тотъ узнаетъ, что онъ представленъ въ изображеніи. А
но сему безразличію подобія, желающему послѣ изображенія видѣть царя,
изображеніе можетъ сказать: «я и царь—одно и тоже; я въ немъ, и онъ во
мнѣ. Что видишь во мнѣ, то усмотришь и въ немъ; и что видѣлъ ты въ
немъ, то усмотришь во мнѣ». Посему, кто покланяется изображенію, тотъ
по кланяется въ немъ царю, потому что изображеліе есть его образъ и видъ» '). *) Твор. св. Аеан. вел. въ русск. пер. ч. 2-я Москва 1862 г., стр. 386 —387.