Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
135 — вамъ и рощамъ, какъ и ты Израиль когда то ноклаиялсй ймъ, говори дереву
и чурбану: ты мой -богъ, ты родилъ меня. Но мы не говоримъ ни кресту,
ни изображеніямъ святыхъ: «вы наши боги»; потому что они не боги наши,
но иконы Христа и святыхъ Его, которыя употребляются для воспоминанія
и для почитанія святыхъ, а также и для благолѣпія церквей; потому что
почитающій мученика почитаетъ Бога, и покланяющійся Матери Его отно¬
ситъ честь къ Нему, а почитающій апостола почитаетъ Пославшаго его.
Ахъ, если бы и ты дѣлалъ изображенія, указанныя Моѵсеемъ и пророками,
и такимъ образомъ каждый день покланялся Господу и Владыкѣ ихъ, а не
золотому образу Навуходоносора! Какъ ты не стыдишься, вооружаясь противъ
меня и нанося клеветы иконамъ и кресту, когда и Авраамъ поклонился
идолопоклонникамъ, и Моѵсей поклонился идолопоклоннику Іоѳору, Іаковъ
Фараону, Даніилъ Навуходоносору! Если эти мужи, будучи пророками и пра¬
ведниками, ради нѣкоторыхъ благодѣяній, кланялись до земли этимъ идоло¬
поклонникамъ; то это не оправдываетъ ли меня тѣмъ болѣе,* что я покланя¬
юсь кресту и изображеніямъ святыхъ, посредствомъ коихъ получаю отъ Бога
тысячи благодѣяній! Благоговѣющій предъ царемъ не относится безъ поче¬
стей къ его сыну; и благоговѣющій предъ Богомъ всячески уважаетъ и по¬
читаетъ, какъ Сына Божія, Христа Бога нашего, и образъ креста Его и
изображенія святыхъ Его, и покланяется имъ; потому что Сыну Божію по¬
добаетъ слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ нынѣ и присно во вѣки вѣковъ.
Аминь». Константинъ, епископъ Константіи кипрской, сказалъ: «Этотъ отецъ,
свидѣтельство котораго мы прочитали, блисталъ святостію въ одномъ изъ
городовъ кипрскихъ. Отъ него до насъ дошли многія похвальныя и празд¬
ничныя слова, и между прочимъ слово на преображеніе Спасителя нашего.
Написалъ онъ также жизнеописаніе Іоанна, архіепископа александрійскаго,
по прозванію милостиваго, и преподобнаго Симеона юродиваго и нѣкоторыя
другія. И во всѣхъ словахъ своихъ онъ является православнымъ; а процвѣ¬
талъ онъ во времена императора Маврикія». Іоаннъ, богодюбезнѣйшій пресвитеръ и мѣстоблюститель апостольскаго
восточнаго престола, сказалъ: «Это, очевидно, относится къ чести вышеупо¬
мянутаго отца. Представители святѣйшаго папы представили его книгу свя¬
тому собору; въ ней онъ въ особенности и очень пространно доказываетъ,
что священныя иконы должны быть принимаемы и имъ должно быть возда¬
ваемо поклоненіе». Тотъ же Іоаннъ, богодюбезнѣйшій пресвитеръ и представитель восточ¬
наго престола апостольскаго, показывая святому собору книгу, сказалъ: «вотъ
эту книгу, честные отцы, я нашелъ у господина Прокопія Силентіарія и,
нашедши ее, очень обрадовался; потому что мы имѣемъ на востокѣ совер¬
шенно неповрежденную копію ея. Въ ней блаженный Анастасій учитъ отно¬
сительно различныхъ видовъ поклоненія. И если святый соборъ повелитъ,
то пусть она будетъ прочитана». Святый соборъ сказалъ: «пусть будетъ прочитана». Тогда почтеннѣйшій инокъ Стефанъ взялъ ее и прочиталъ: Святаго Анастасія, епископа ѳеополъскаю, посланіе къ нѣкоему