Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
134 Сотворившій Столько чудесъ посредствомъ дерева, не можетъ творить чудесѣ
и посредствомъ честнаго древа святаго креста? Если нечестиво почитать
кости; то какъ же со всѣми почестями перенесли кости Іосифа изъ Египта?
Какимъ образомъ мертвый человѣкъ, коснувшись къ костямъ Елисея, воскресъ'-*
Если же Богъ творитъ чудеса посредствомъ костей; то очевидно, что Онъ
можетъ творить ихъ и посредствомъ иконъ,, и камней и многаго другаго. Вотъ
и Авраамъ не допустилъ погребсти тѣло Сарры въ чужой гробницѣ, но чести
ради похоронилъ ее въ собственномъ гробѣ (Быт. 23). И Іаковъ почитаетъ
Бога посредствомъ камня, поставивши его и помазавши во образъ Христа,
краеугольнаго камня (Быт. 28). Тотъ же Іаковъ холмъ камней назвалъ сви¬
дѣтелемъ между собою и Лаваномъ (Быт. 31). Тоже засвидѣтельствовалъ и
Іисусъ Навинъ, поставивъ двѣнадцать камней въ напоминаніе о Богѣ. Если
бы у тебя, іудей, въ храмѣ твоемъ были тѣ изваянные два херувима, осѣ¬
няющіе очистилище (и другія изображенія), и если бы вошелъ какой либо
язычникъ идолопоклонникъ въ храмъ твой и, увидѣвъ ихъ, поставилъ бы это
въ укоръ іудеямъ, будто бы они покланяются идоламъ; то, скажи мнѣ, что
ты могъ бы сказать ему въ защиту относительно этихъ херувимовъ, воловъ,
финиковъ и изваянныхъ львовъ, находящихся во храмѣ? Не могъ бы ты
болѣе ничего сказать вѣрнаго, какъ только то, что они находятся во храмѣ
не какъ боги, но что въ напоминаніе о Богѣ и въ славу Его мы имѣемъ
херувимовъ во храмѣ. А если это такъ, то какимъ же образомъ ты упрекаешь
меня за нихъ? Но ты скажешь мнѣ, что Богъ повелѣлъ Моѵсею сдѣлать во
храмѣ изваянія. И я это говорю. Но Соломонъ, руководствуясь этимъ, сдѣлалъ
очень много и такого, чего ни Богъ ему не заповѣдовалъ, чего ни скинія
свидѣнія не имѣла, ни храмъ, который видѣлъ, по соизволенію Божію, Іезе¬
кіиль. И однако это не было поставлено Соломону въ вину; ибо онъ, какъ
и мы, сдѣлалъ изображенія во славу Божію. Были у тебя, іудей, и нѣкото¬
рыя другія вещи въ воспоминаніе и во славу Божію, а именно: жезлъ Ааро¬
новъ, богоначертанныя скрижали, несгараемая купина, сухой камень источив¬
шій воду, стамна заключавшая манну, кивотъ, жертвенникъ, діцица съ име¬
нами Божіими, напоминавшій о Богѣ ефудъ, богообитаемая скинія. Ахъ, если
бы и ты прежде былъ усерднымъ почитателемъ этихъ предметовъ, призывалъ
Бога, Который выше всего, и получалъ напоминаніе объ Немъ посредствомъ
этихъ малыхъ прообразовъ, а не ставилъ тельца выше богоначертанныхъ
скрижалей! Ахъ, если бы и ты имѣлъ сильное влеченіе къ этому золотому
жертвеннику, а не къ коровамъ самарійскимъ! Ахъ, если бы и ты принималъ
прозябшій жезлъ, а не Астарту, опустошившую твой городъ, если бы ты цѣло¬
валъ камень, божественною силою источившій воду, а не Ваала бога твоего!
Но всему ѳтому ты, Израиль, оттого прежде не покланялся, что не возлюбилъ
Бога отъ всего сердца твоего; потому что любящій своего друга или царя,
въ особенности благодѣтеля, увидитъ ли его сына, или жезлъ, или тронъ,
или вѣнецъ, или домъ, или даже раба, беретъ къ себѣ, цѣлуетъ и почитаетъ
въ нихъ благодѣтеля своего; въ особенности же это нужно сказать относи¬
тельно Бога. Итакъ когда видишь, что христіане покланяются кресту; то
знай, что они относятъ поклоненіе къ распятому Христу, а не къ дереву.
Если бы они почитали естество дерева, то они покланялись бы всѣмъ дере¬