Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
- 133 - сятъ славу Богу небеса, чрезъ меня покланяется Богу луна, чрезъ меня про¬
славляютъ Бога звѣзды, чрезъ меня воды, дожди, росы и всякое твореніе
покланяется Богу и прославляетъ Его» И какъ если бы какой-либо благо¬
склонный императоръ собственными руками сдѣлалъ себѣ ворону изъ разныхъ
и многоцѣнныхъ камней; то всѣ искренно покланяющіеся императору стали
бы дочитать и цѣловать и его корону, относя почтеніе не къ золоту или
Маргариту, но почитая власть самого императора и преискусныя его руки,
приготовившія корону; такъ же точно, человѣче, и всѣ народы христіанскіе,
когда цѣлуютъ какія-либо изображенія креста и иконъ, то относятъ почитаніе
не къ дереву или камнямъ, не къ золоту, или къ тлѣнной иконѣ, не къ ракѣ,
или къ останкамъ, но чрезъ нихъ славу, цѣлованіе и почитаніе возносятъ
къ Богу, Творцу всего этого; потому что честь, оказываемая святымъ Его,
восходитъ къ Нему. Сколько разъ иные, истреблявшіе и поносившіе импе¬
раторскіе портреты, подвергались величайшему наказанію, какъ поносившіе
самого императора, а не доску? Образъ Божій есть человѣкъ, созданный по
образу Божію, въ особенности же содѣлавшійся жилищемъ Духа Святаго.
Итакъ я справедливо почитаю икону рабовъ Божіихъ и покланяюсь ей и
прославляю домъ Духа Святаго. Яко вселюся, говоритъ, въ нихъ и похожду
(2 Кор. 6, 16; Левит. 26, 12). Пусть же устыдятся іудеи, покланявшіеся
царямъ своимъ и чужеземнымъ, если они называютъ христіанъ идолопоклон¬
никами. Мы же, христіане, во всякомъ городѣ и деревнѣ и всякій день и
часъ Вооружаемся противъ идоловъ, противъ идоловъ поемъ, противъ идоловъ
пишемъ, а также противъ идоловъ и демоновъ молимся. И какимъ образомъ
называютъ насъ іудеи идолопоклонниками? Гдѣ нынѣ овцы, волы и дѣти при¬
носятся нами въ жертву идоламъ? Гдѣ нынѣ видны дымъ жертвъ, жертвен¬
ники и изліяніе крови? Мы, христіане, не знаемъ ни жертвенника, ни жер¬
твы, даже не знаемъ, въ какомъ видѣ они существуютъ и что такое они.
Язычники учреждали свои храмы во имя людей распутныхъ, убійцъ и гнус¬
ныхъ нечестивцевъ, ставили имъ идоловъ и боготворили ихъ, но не построи¬
ли они ни храма, ни жертвенника пророкамъ или святымъ мученикамъ.
Израильтяне, жившіе въ Вавилонѣ, имѣли и органы н киѳары и нѣкоторые
другіе (музыкальные инструменты); имѣли ихъ и вавилоняне; но у первыхъ
они употреблялись во славу Божію, а у послѣднихъ на служеніе демонамъ.
Такъ точно мы разсуждаемъ и относительно изображеній языческихъ и хри¬
стіанскихъ, то есть, что тѣ употребляютъ ихъ на служеніе демонамъ, а мы
во славу Божію и въ воспоминаніе о Богѣ. При томъ же Богъ сотворилъ,
какъ мы слышали, много чудеснаго посредствомъ дерева. Онъ далъ названіе
древа жизни и древа познанія; Онъ же назвалъ другой садъ именемъ Савекъ
и являетъ его садомъ помилованія (Быт. 22, 13). Затѣмъ Онъ жезломъ по¬
крылъ фараона (въ морѣ), разсѣкъ море, усладилъ воду, вознесъ змія, раз¬
сѣкъ камень, извелъ воду; древомъ, прозябшимъ въ скиніи, утвердилъ свя¬
щенство за Аарономъ. Соломонъ говоритъ: Благословенно древо, имже бы¬
ваетъ правда (Прем. Сол. 14, 7). Елисей, бросивъ дерево въ Іорданъ, из¬
влекъ оттуда на немъ желѣзо (4 Цар. 6, 6), какъ бы въ прообразъ изведенія
Адама изъ ада. Онъ также повелѣваетъ (4 Царст. 4, 29) отроку своему жез¬
ломъ воскресить сына Соманитяныни. И такъ скажи мнѣ: неужели Богъ,