Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 132 — какъ Богу. Видишь ли, сколько мы показали тебѣ случаевъ цѣлованія и по¬
клоненія, передаваемыхъ въ Писаніи и незасдуншвшихъ упрека? А также
и ты каждый день цѣлуешь твою сожительницу, быть можетъ, недобросовѣст¬
ную и порочную и не подвергаешься порицанію, хотя рѣшительно никогда
Богъ не заповѣдывалъ давать тѣлесный поцѣлуй женѣ; между тѣмъ, когда
видишь, что я цѣлую икону Христа и всенепорочной Его Матери или какого
либо другаго праведника, негодуешь и тотчасъ съ ругательствомъ отворачи¬
ваешься и называешь насъ идолопоклонниками. Скажи мнѣ, не стыдно ли
тебѣ послѣ этого? И ты не страшишься, не трепещешь и не краснѣешь,
видя, что я каждый день по всей вселенной разрушаю идольскіе храмы и
созидаю храмы мученикамъ? Если я кланяюсь идоламъ; то какъ же я почи¬
таю мучениковъ, разрушавшихъ идоловъ? Если бы я почиталъ и прославлялъ
дерева, какъ боговъ, то какимъ образомъ я сталъ бы почитать и прославлять
мучениковъ, разрушавшихъ деревянныхъ истукановъ? И если бы я просла¬
влялъ камни, какъ боговъ; то какимъ образомъ сталъ бы я воздавать почи¬
таніе и поклоненіе мученикамъ и апостоламъ, разрушавшимъ и уничтожав¬
шимъ каменныхъ истукановъ? Какъ сталъ бы я почитать и восхвалять трехъ
бтроковъ, не поклонившихся въ Вавилонѣ золотому изображенію, и воздвигать
имъ храмы и учреждать праздники? Поистинѣ велико окамененіе беззакон¬
ныхъ; поистинѣ велико ослѣпленіе іудеевъ, велико ихъ нечестіе. Истина у нихъ
терпитъ несправедливое угнетеніе. На языкѣ неблагодарныхъ іудеевъ подвер¬
гается оскорбленію Богъ. Останками мучениковъ и иконами часто прогоняются
демоны; а между тѣмъ люди дерзкіе и гнусные осмѣиваютъ ихъ и глумятся
надъ ними. Скажи мнѣ, сколько происходило (чудесныхъ) осѣненій и источни¬
ковъ, часто даже истеченій крови отъ иконъ и мученическихъ мощей... И одна¬
кожъ несмысленные сердцемъ, видя это не убѣждаются, но считаютъ все это
баснями и пустословіемъ. Притомъ они видятъ также, что каждый день почти
во всей вселенной люди нечестивые и беззаконные, идолопоклонники и убійцы,
блудники и разбойники вдругъ, неожиданно побѣждаются Христомъ и кре¬
стомъ Его, отвергаются отъ всего міра и содѣлываюгь всякую добродѣтель.
Скажй мнѣ, какимъ это образомъ мы идолопоклонники, когда мы покланя¬
емся и костямъ и* праху, и одеждамъ и крови и гробницѣ мучениковъ, и
почитаемъ ихъ за то именно, что они не приносили жертвъ идоламъ? Іудей
сказалъ: какимъ же образомъ Богъ во всемъ писаніи заповѣдуетъ не кла¬
няться ничему сотворенному? Христіанинъ сказалъ: Скажи мнѣ: земля и горы—
творенія ли Божіи? Іудей сказалъ: конечно. Христіанинъ сказалъ: какъ же
учитъ (Писаніе): возносите Господа Боіа нашею, и покланяйтеся под¬
ножію ногу Его, яко свято есть, и покланяйтеся въ горѣ святѣй
Его (Псал. 98, 5 и 9)? И опять Самъ (Богъ) говоритъ: Небо престолъ Мой,
земля же подножіе ногъ Моихъ (Ис. 66, 1). Іудей сказалъ: но ты почи¬
таешь ихъ не какъ боговъ, а чрезъ ннхъ сотворившаго ихъ. Христіанинъ
сказалъ: вѣрно слово! Итакъ знай, что и я посредствомъ неба, и земли, и моря,
и деревъ, и камней, и мощей, и храмовъ, и креста, и ангеловъ, и чело¬
вѣковъ, и посредствомъ всякаго видимаго творенія и невидимаго приношу
поклоненіе и почитаніе единому Владыкѣ и Творцу; потому что твореніе не
само по себѣ и непосредственно покланяется Творцу, но чрезъ меня прино¬