Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
ные, покланяемся кресту, какъ жезлу Христову, а всесвятому гробу, какъ
престолу и одру Его, яслямъ же и Виѳлеему, а также и прочимъ святымъ
Его селеніямъ, какъ дому Его; апостоловъ же Его и святыхъ мучениковъ, и
прочихъ святыхъ почитаемъ, какъ друзей Его, и Сіонъ, какъ городъ Его, а
Назаретъ съ любовію принимаемъ, какъ страну Его, и Іорданъ обнимаемъ,
какъ божественную баню Его. Мы съ особенно великимъ восторгомъ почи¬
таемъ тѣ мѣста, по которымъ Онъ ходилъ, на которыхъ садился или являл¬
ся, или къ которымъ прикоснулся, хотя бы даже тѣнію Своею, и благоговѣ¬
емъ предъ ними, какъ предъ мѣстами Божіими. При этомъ мы почитаемъ
не самое мѣсто, или домъ, или страну, или городъ, или камни, но обращав¬
шагося въ этихъ мѣстахъ, явившаго намъ Себя на нихъ во плоти и изба¬
вившаго насъ отъ заблужденія Христа Бога нашего. Ради Христа мы изобраг
жаемъ и страданія Его и въ церквахъ, и въ домахъ, и на площадяхъ,—и
на знаменахъ и въ житницахъ, и на одеждахъ и на всякомъ мѣстѣ, чтобы
непрестанно видѣть ихъ, помнить ихъ, а не позабывать, какъ ты забылъ
Господа Бога твоего. И какъ ты, покланяясь книгѣ закона, покланяешься не
кожѣ и черниламъ, находящимся въ ней, но заключающимся въ ней словамъ
Божіимъ, такъ и я, покланяясь иконѣ Бога, покланяюсь не дереву и крас¬
камъ,—да не будетъ,—но взирая на бездушный образъ Христа, думаю,
что чрезъ него я взираю на Самого Христа,—и покланяюсь Ему. И какъ
Іаковъ, получивъ отъ дѣтей своихъ разноцвѣтную одежду Іосифа, обагренную
кровію, поцѣловалъ ее со слезами и поднесъ ее къ глазамъ своимъ,—и это
сдѣлалъ онъ не потому, чтобы оказывалъ любовь или почтеніе къ самой
одеждъ, но думая чрезъ это отнести поцѣлуй къ Іосифу, и какъ бы его
самого обнимая въ рукахъ своихъ,—такъ и всѣ мы, христіане, держа и об¬
нимая тѣломъ икону Христа, или апостола, или мученика, душою своею ду¬
маемъ принимать Самого Христа, или мученика Его. Скажи мнѣ ты, думаю¬
щій не оказывать почтенія ничему рукотворенному или даже созданному: це
случается ли часто, что ты, видя въ горницѣ своей одежду или украшеніе
жены или дѣтей умершихъ, берешь, цѣлуешь, и обливаешь ихъ слезами? И
за это ты не получаешь упрека, потому что ты не покланялся одеждамъ какъ
Богу, но чрезъ поцѣлуй выразилъ любовь свою къ тому, кто когда то обла¬
чался этою одеждою. Да и мы сами часто цѣлуемъ своихъ собственныхъ
дѣтей и отцовъ, хотя они твореніе и притомъ грѣшны; и не терпимъ за это
упрека, потому что мы ихъ цѣлуемъ не какъ боговъ, но посредствомъ поцѣ¬
луя показываемъ любовь нашего естества къ нимъ. Итакъ, какъ я часто
говорилъ, при всякомъ поцѣлуѣ и поклоненіи надобно имѣть въ виду цѣль.
Если же ты упрекаешь меня, что я древу креста покланяюсь, какъ Богу;
то почему ты не упрекаешь Іакова, поклонившагося на верхъ жезла Іоси¬
фова (Евр. 11, 21)? Очевидно, что онъ поклонился смотря не на дерево, но
чрезъ дерево на Іосифа. Такъ и мы чрезъ крестъ взираемъ на Христа. И
Авраамъ поклонился продавшимъ ему мѣсто для погребенія жены Сарры
(Быт. 23, 7. 12), хотя они были люди нечестивые, и преклонилъ колѣна на
землю; но онъ поклонился имъ, не какъ богамъ. И еще: Іаковъ изрекъ бла¬
гословеніе Фараону, человѣку нечестивому и идолопоклоннику; но онъ изрекъ
благословеніе не какъ Богу. Онъ же падши поклонился Исаву, но не такъ,