Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
потому что посредствомъ закона предъуказалъ намъ истиннаго Агнца Христа
Бога нашего. Мы же, уважая древніе образы и тѣни, преданные церкви въ
качествѣ символовъ и предначертаній истины, отдаемъ предпочтеніе благо¬
дати и истинѣ, принявши ее какъ исполненіе закона. Посему, чтобы и въ
живописныхъ произведеніяхъ представлялось взорамъ всѣхъ совершенное,
опредѣляемъ, чтобы на будущее время и на иконахъ начертывали вмѣсто
ветхаго агнца образъ Агнца, поднимающаго грѣхъ міра, Христа Бога наше¬
го въ человѣческомъ обликѣ, усматривая чрезъ этотъ образъ высоту смиренія
Бога—Слова и приводя себѣ на память Его житіе во плоти, страданіе, спа¬
сительную смерть и происшедшее отсюда искупленіе міра». Прочитавши это,
онъ обратился къ святому собору и сказалъ: «честные и святые отцы! никто
не испыталъ гоненія на церковь въ большей мѣрѣ, чѣмъ испыталъ это я по
грѣхамъ моимъ, но настоящая хартія, подписанная отцами шестаго собора,
была для меня божественною удою; она привела меня къ вѣрѣ православной.
И не только она, но и святѣйшій патріархъ, которому да воздастъ Богъ
мзду за меня». Савва, почтеннѣйшій инокъ, сказалъ: «почему онъ читалъ это по тетра¬
ди, а не по кодексу»? Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «потому что это подлинная
тетрадь, на которой подписались святые отцы». Петръ, святѣйшій епископъ никомидійскій, сказалъ: «у меня есть другой
кодексъ, содержащій тѣ же правила святаго шестаго собора». Никита, почтеннѣйшій нотарій и діаконъ, взялъ его и прочиталъ тоже
правило. Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «нѣкоторые, страдающіе незна¬
ніемъ, соблазняются относительно этихъ правилъ, говоря: неужели онѣ при¬
надлежатъ шестому собору? Пусть же они знаютъ, что святый великій шестый
соборъ былъ открытъ при Константинѣ противъ тѣхъ, кои говорили, что во
Христѣ одно дѣйствіе и одно хотѣніе. На немъ отцы анаѳематствовали ере¬
тиковъ и обнародовали православную вѣру; а затѣмъ возвратились домой въ
четырнадцатый годъ царствованія Константина. Черезъ четыре или пять лѣтъ
собрались тѣже отцы при Юстиніанѣ, сынѣ Константина, и изложили выше¬
упомянутыя правила. И никто да не сомнѣвается относительно этихъ пра¬
вилъ; потому что тѣ же самые отцы, которые подписались при Константинѣ,
подписали и настоящую тетрадь при Юстиніанѣ; что очевидно изъ несомнѣн¬
наго сходства ихъ собственноручныхъ подписей. Представителямъ вселенска¬
го собора слѣдовало изложить и церковныя правила. Они сказали, что мы
посредствомъ честныхъ иконъ приходимъ къ воспоминанію о жизни Іисуса
-Христа во плоти и о спасительной Его смерти. Если же мы посредствомъ
ихъ приводимся къ домостроительству Христа Бога нашего; то какъ намъ
смотрѣть на низвергающихъ честныя иконы?» Святый соборъ сказалъ: «какъ на безбожниковъ іудеевъ и враговъ
истины». Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «но благъ Господь Богъ нашъ;
Онъ принимаетъ всѣхъ насъ, яко не оставитъ жезла грѣшныхъ на жре¬
бій праведныхъ“ (Псал. 124, 3).