Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 128 — «Возбужденные относительно нашей непорочной вѣры христіанской во¬
просы». Нѣсколько далѣе говорится: «Максимъ сказалъ: Владыко, послѣ того,
какъ вы сдѣлали такое постановленіе, да послѣдуетъ завершеніе того, что
постановлено; я слѣдую за вами, куда угодно вамъ. При этихъ словахъ всѣ
встали и съ радостію и со слезами положили поклонъ и принесли молитву.
Затѣмъ каждый изъ нихъ поцѣловалъ святое евангеліе, и честный крестъ и
икону Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа и родившей Его Владычицы
нашей Пресвятой Богородицы; а нотомъ приложили также и свои руки въ
подтвержденіе сказаннаго». И немного далѣе: «Авва Максимъ, обратившись
къ епископу, со слезами сказалъ ему: великій владыка! всѣ мы ожидаемъ
день суда; ты знаешь, что изображается и опредѣлено (изображать) на свя¬
тыхъ евангеліяхъ, па животворящемъ крестѣ, на иконѣ Бога и Спасителя
нашего и родившей Его Пресвятой Приснодѣвы Матери». Константинъ, святѣйшій епископъ Константіи кипрской, сказалъ: «вы¬
раженіе „поцѣловали“ онъ употребилъ въ значеніи поклоненія, потому что
онъ покланялся евангелію и животворящему Кресту, а съ тѣмъ вмѣстѣ и
честнымъ иконамъ Спасителя и Пресвятой Его Матери». Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «честныя иконы сопричисляются
къ святымъ сосудамъ». Святый соборъ сказалъ: «это очевидно». Святѣйшіе епископы острова Сициліи сказали: «какъ все святое, иконы
сопричисляются къ святому». Петръ, святѣйшій епископъ никомидійскій, сказалъ: «и у насъ есть эта
книга святаго Максима и, если прикажете, и но ней будетъ прочитано выше-
прочитанное». Косьма, діаконъ и кувуклисій, взялъ ее и прочиталъ вышеприведенное
свидѣтельство святаго Максима. Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «посмотрите, братія, сказано,
что они поцѣловали. Тоже должны дѣлать и мы въ почтительномъ благоговѣ¬
ніи; потому что самое поклоненіе наше относится къ одному Богу». Іоаннъ, почтеннѣйшій пресвитеръ и представитель востока, сказалъ:
«Если бы иконы не были необходимы; то, изъ предосторожности, не стали
бы цѣловать ихъ. Слѣдовательно иконы имѣютъ одинаковое значеніе съ еван¬
геліемъ и честнымъ Крестомъ». Петръ, святѣйшій епископъ никомидійскій, сказалъ: «и это сказалъ не
какой либо человѣкъ, а богомудрый Максимъ, подобный святымъ отцамъ, и
сверхъ того исповѣдникъ и поборникъ истины. Этого достаточно, чтобы подра¬
жали ему и подобно ему цѣловали священныя иконы*. Илія, достопочтеннѣйшій первопресвитеръ святѣйшей церкви Владычицы
нашей Богородицы Влахернской, прочиталъ изъ хартіи, содержащей опредѣ¬
ленія святаго и вселенскаго шестаго собора. Правило шестого и вселенскаго собора (82-е). «На нѣкоторыхъ живописяхъ честныхъ иконъ изображается агнецъ,
указуемый перстомъ Предтечи, который былъ принятъ за образъ благодати,