Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 114 — Славнѣйшіе сановники сказали: «вотъ какъ тронула отца нашего эта
живописная картина; онъ даже плакалъ». Василій, святѣйшій епископъ анкирскій, скапалъ: «часто отецъ читалъ
вту исторію и вѣроятно не плакалъ: но когда видѣлъ живописное изображе¬
ніе ея, заплакалъ». Іоаннъ, почтеннѣйшій инокъ и пресвитеръ и представитель восточныхъ
архіереевъ, сказалъ: «если этому учителю доставило пользу и вызвало слезы
живописное изображеніе этой исторіи; то насколько болѣе оно приноситъ со¬
крушенія и пользы для неученыхъ и простыхъ». Святый соборъ сказалъ: «мы во многихъ мѣстахъ видѣли живописное
изображеніе исторіи Авраама въ томъ видѣ, какъ говоритъ отецъ». Ѳеодоръ, святѣйшій епископъ катанскіи, сказалъ: «если святый Григо¬
рій, неусыпно помышлявшій о божественномъ, плакалъ, видя живописное изоб¬
раженіе Авраама; то насколько болѣе можетъ принести пользы и (вызвать)
потоковъ слезъ у зрителей живописное представленіе домостроительства во¬
площенія Господа нашего Христа, насъ ради вочеловѣчившагося?» Святѣйшій патріархъ (Тарасій) сказалъ: «если 'бы мы увидѣли икону,
представляющую Господа распятымъ, то развѣ мы не заплакали бы?» Святый соборъ сказалъ: «это величественное зрѣлище; потому что въ
немъ познается высота уничиженія насъ ради вочеловѣчившагося Бога». Стефанъ, почтеннѣйшій діаконъ, нотарій и референдарій, прочитала.: „Святаго Кирилла александрійскаго изъ посланія къ Акакію, епи¬
скопу ектополъекому, начтгающагося словами: <Я весьма обрадовался, увидѣвъ пословъ твоей святости». Нѣсколько
далѣе читаемъ: «Итакъ мы сказали, что законъ есть сѣнь и образъ и какъ
бы картина какая, предложенная для созерцанія въ ней самыхъ предметовъ.
Тѣни же живописцевъ суть первыя основы начертанія. Но когда имъ прида¬
ются колера цвѣтовъ, тогда въ особенности обнаруживается красота». И не¬
много далѣе: «Итакъ въ книгѣ о созданіи міра написа.\о: И быстъ по гла-
голѣхъ силъ, Богъ искуташе Авраама: и рече: се азъ. И рече: пойми
сына твоею возлюбленнаго, еюже возлюбилъ еси, Исаака, и иди па
землю высоку, и вознеси ею тамо во всесожженіе, па едину отъ горъ,
ихже ти реку. Воставъ же Авраамъ утро, осѣдла осля свое, поятъ
же съ собою два отрочища, и Исаака сына своего, и растнивъ дрова
во всесооюженіе, воставъ иде, и пріиде па мѣсто, еже рече ему Богъ,
въ третій день. И воззрѣвъ Авраамъ очима своима, видѣ мѣсто изда¬
лече. И рече Авраамъ отрокомъ своимъ: сядите здѣ со ослятемъ: азъ
же и дѣтищъ пойдемъ до ондѣ, и поклоннвтеся возвратимся къ вамъ.
Взя же Авраамъ дрова всесожженія, и возложи на Исаака сына сво¬
ею: взя же въ руки и отъ, и ножѣ, и идоста обавкупѣ“. И нѣсколько
далѣе: „И созда тамо Авраамъ жергпвенникъ, и возложи дрова: и свя¬
завъ Исаака сына своего, возложи его на жертвенникъ верху дровъ. И
простре Авраамъ руку свою, взяти ножъ, заплати сына своего (Быт. 22
ст. 1—6 и 9—10). Итакъ не пожелалъ ли бы всякій изъ насъ видѣть изоб¬
раженную на доскѣ исторію Авраама, какъ бы ни изобразилъ ее живописецъ,