Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 12 — новъ. Такъ какъ этого бунта вооруженной массы не могли усмирить и само¬
держцы, то соборъ былъ, на время отложенъ. Потомъ вспомнили о Никеѣ ’),
виѳинской митрополіи, на которую, какъ на мѣсто великаго по своему значе¬
нію перваго собора и какъ на мѣсто уничтоженія аріанской заразы, смотрѣли
съ весьма великимъ уваженіемъ, какъ будто бы она божественнымъ промыс¬
ломъ назначена была къ низверженію враговъ церкви. Итакъ, но соизволе¬
нію Всевышняго, соборъ былъ перенесенъ въ Никею -) при императорахъ
Иринѣ и Константинѣ въ восьмой годъ ихъ (царствованія): начало разсу¬
жденій положено въ восьмой день предъ октябрскими календами, въ церкви
святой Софіи :і). Кромѣ папскихъ легатовъ съ Тарасіемъ константинополь¬
скимъ явились на соборъ два благочестивѣйшихъ монаха Іоаннъ и Ѳома, за¬
нимавшіе мѣсто предстоятелей восточныхъ церквей и триста пятьдесятъ епи¬
скоповъ 4), славившихся своею прекрасною жизнію и своимъ превосходнымъ
образованіемъ, также много архимандритовъ со множествомъ монаховъ, кото¬
рые блескомъ своей святости и своей учености, придавали собору отцовъ
весьма много торжественности, наконецъ нѣсколько посланныхъ императоромъ
славнѣйшихъ сенаторовъ 5).' Какъ только было прочитано императорское по¬
сланіе, три епископа,—Василій анкирекій, Ѳеодоръ Мирликійскій и Ѳеодоръ
аморейскій, представили прошенія, въ которыхъ покорнѣйше просили простить
ихъ въ томъ, что они подписались подъ соборомъ Копронима. Рѣшеніе во¬
проса о томъ, слѣдуетъ ли щадить людей подобнаго рода, колебалось то въ
ту, то въ другую сторону, пока наконецъ не принято было мнѣніе болѣе
снисходительное и болѣе милостивое. Поэтому и другіе епископы, запутав¬
шіеся въ той же тинѣ, именно: Ипатій Никейскій, Лрбъ родосскій, Николай
іераподьскій, Григорій нессинунтскій, Григорій Антіохіи писидіііской, Левъ
карпатскій и болѣе всего Григорій неокессарійскій, бывшій главою и предсѣ¬
дателемъ на лжесоборѣ, стали просить, чтобы и имъ простили эту вину и
преступленіе. Простили всѣмъ, какъ тѣмъ, которые одумались и покинули
ересь, такъ и тѣмъ, которые получили степень священства отъ еретиковъ, и
дозволили имъ (если только не было за ними другихъ преступленій) оста¬
ваться въ своемъ санѣ и достоинствѣ. Затѣмъ ®) были прочитаны сначала посланія Адріана къ императрицѣ
и ея сыну и къ Тарасію, въ которыхъ излагалось православное ученіе о по¬
читаніи иконъ, потомъ содержавшія въ себѣ здравый взглядъ на вѣру собор¬
ныя посланія 7) какъ Тарасія къ восточнымъ патріархамъ, такъ и восточныхъ
патріарховъ къ Тарасію. Ко всѣмъ этимъ посланіямъ вселенскій соборъ от¬
несся съ одобреніемъ и почтеніемъ; но чтобы высказанной въ нихъ вѣрѣ
придать болѣе славы, собору угодно было извлечь 8) изъ книгъ святыхъ от- ') 8ері. зуп. асі. 1. 2) Сесіг. еі Рзеі. бе 7 зупой. То есть 24 сентября. Календы—первое число каждаго мѣсяца; послѣднее
число мѣсяца—канунъ календъ слѣдующаго мѣсяца, предпослѣднее—3-й день
предъ календами слѣдующаго мѣсяца и г. д. 4) Іѵіісоіаиз ерізіоі. ай МісЬаеІет іпсір. Ргорозиегатиз. 5) Іп 7 8уп. асѣ 1. Асі. 2. 7) Асі. 3. 8) Асі. 4 еі 5.