Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 105 гдѣ же, Самъ Единородный Его исповѣда (Іоан. 1, 18), но мы покланя¬
емся образу человѣческаго естества Его, потому что, будучи Богомъ и неви¬
димымъ, Онъ явился на землѣ, былъ видимъ, обращался между людьми, уто¬
млялся, и чувствовалъ голодъ и жажду, но закону воспринятаго Имъ нашего
естества. Итакъ мы покланяемся изображенію Христа, то есть лица, которое
содѣлалось видимымъ людямъ, хотя и не было отдѣлено отъ невидимаго Его
божества,—да не будетъ,—но было соединено съ Нимъ съ самаго зачатія.
Если Онъ и говоритъ іудеямъ: зачѣмъ вы ищете Мене убити, человѣка,
иже истину вамъ глаголахъ (Іоан. 8, 40); то все таки Онъ не былъ толь¬
ко человѣкъ, но и Богъ; и говоря: Азъ и Огненъ едино есма (Іоан. 10, 30),
Онъ не отрицаетъ въ себѣ нашего естества. Покланяемся также и оказыва¬
емъ почитаніе и иконѣ неизреченно родившей Его, непорочной Его Матери,
святой Богородицы и всенепорочной Владычицы нашей. Слѣдуетъ почитать
и иконы святыхъ апостоловъ, пророковъ и добропобѣдныхъ мучениковъ, свя¬
тыхъ и праведныхъ, какъ друзей Божіихъ. При этомъ мы относимъ честь
не къ веществу и краскамъ; но, при видѣ изображенія, мысленными очами
возносимся къ первообразу и къ нему относимъ должную честь, зная по уче¬
нію Василія великаго, что честь, воздаваемая иконѣ, относится къ первооб¬
разу. А такъ какъ нѣкоторые настойчиво противятся и говорятъ, что пе слѣ¬
дуетъ покланяться иконамъ, такъ какъ онѣ сдѣланы руками, д безумно или,
лучше сказать, нечестиво называютъ ихъ идолами; то пусть они знаютъ, что
и херувимы, и очистилище, и кивотъ, и трапеза, созданные божественнымъ
Моѵсеемъ, по повелѣнію божественному, были сдѣланы руками, и однакоже
имъ воздавалось поклоненіе. Божественное писаніе осуждаетъ нокланяющихся
изваяннымъ (истуканамъ) и приносящихъ жертвы демонамъ. Отвергнуты бы¬
ли языческія жертвоприношенія: жертвы же праведныхъ принимались. Итакъ
хотя бы честныя иконы были дѣломъ и неискусной кисти, ихъ слѣдуетъ по¬
читать ради первообразовъ. Итакъ, святѣйшіе, если по благосклонномъ прі¬
емѣ вами этихъ нашихъ посланій, въ нихъ окажется что либо требующее
исправленія, то вы безъ зависти преподайте намъ ваше божественное ученіе
и утѣшьте насъ своимъ отвѣтомъ, да явимся такимъ образомъ одинаково
вѣрующими и да прославится Отецъ и Сынъ и Духъ Святый, нынѣ и всегда
и во вѣки вѣковъ. Аминь». По прочтеніи этого посланія Петръ и Петръ, боголюбезнѣйшіе пресви¬
теры и представители Адріана, святѣйшаго папы древняго Рима, сказали:
«мы вполнѣ удовлетворены: потому что съ правою вѣрою, исповѣданною Та-
расіемъ, святѣйшимъ и блаженнѣйшимъ патріархомъ константинопольскимъ,
согласенъ и нашъ апостолическій папа Адріанъ и весь находящійся при немъ
святый соборъ. И благословенъ Богъ, что и восточные святѣйшіе архіереи
оказались согласными въ православной вѣрѣ и въ ученіи о поклоненіи чест¬
нымъ иконамъ съ святѣйшими Адріаномъ римскимъ и Тарасіемъ, патріар*
хомъ новаго Рима. Думающимъ же и исповѣдаюіцимъ иначе анаѳема тъ со¬
бравшихся здѣсь святыхъ трехъ-сотъ восемнадцати отцевъ». Святый соборъ сказалъ: «да будетъ, да будетъ, да будетъ».'