Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 102 — тельныхъ дѣйствіяхъ и воляхъ нокланяемаго; ибо Онъ ничего не совершалъ
бы Божески, если бы не былъ по естеству Богомъ, а также—и человѣчески,
если бы не былъ по естеству человѣкомъ. Исповѣдуемъ, чю Онъ. будучи Бо¬
гомъ и человѣкомъ, нашего ради спасенія былъ распятъ, вкусилъ смерть пло¬
тію. плотію же принялъ и трехдневное пребываніе во гробѣ, воскресъ изъ
мертвыхъ силою Своего Божества, тою же силою поборолъ адъ и освободилъ
бывшихъ тамъ отъ вѣка узниковъ, вознесся на небеса и сидитъ одесную Бога
Отца, и, но гласу безплотныхъ къ апостоламъ, имѣетъ притти снова, чтобы
во дни втораго Своего пришествія судить живыхъ и мертвыхъ. Исповѣдуемъ
также и возстаніе мертвыхъ въ послѣдній день, по звуку трубы архангель¬
ской, и воздаяніе, по праведному суду Христа Бога нашего, за наши дѣла
хорошія или дурныя, а также и нескончаемую жизнь будущаго вѣка». «Пріемлемъ, подтверждаемъ и отъ души привѣтствуемъ шесть святыхъ и
вселенскихъ соборовъ, собиравшихся въ разныхъ мѣстахъ и въ разныя вре¬
мена, подъ водительствомъ Духа Святаго, противъ каждой ереси. Ихъ веле¬
гласно проповѣдуютъ и православныя церкви, находящіяся но всей вселенной,
и на ихъ нравомъ и богодухновенномъ ученіи основываются, когда принима¬
ютъ тѣхъ, кого они принимаютъ, и когда отвергаютъ гѣхъ, кого они отвер¬
гаютъ. Первый изъ этихъ соборовъ - созванный въ Никеѣ изъ трехъ сотъ
восемнадцати святыхъ отцовъ противъ ереси Арія и душегубныхъ его бого-
ѵ'ульствъ Этого еретика, какъ раздѣляющаго и разсѣкающаго одно неслитное
божество и пустословившаго, что Сынъ есть твореніе Отца, между тѣмъ какъ
Имъ сотворено все и приведено изъ небытія въ бытіе, соборъ анаѳематство-
валъ, равно какъ и единомышленниковъ его, л удалилъ отъ божественныхъ
жертвенниковъ, опредѣлилъ, что Господь Іисусъ Христосъ рожденъ отъ Бога
Отца прежде всѣхъ вѣковъ безвременно и не чрезъ изліяніе изъ сущности и
ѵпостаси . (Отца, что Онъ единосущенъ Отцу и Святому Духу, и всю тайну
совершеннаго Христомъ домостроительства ясно изложилъ въ символѣ или
исповѣданіи правой вѣры. Второй соборъ былъ собранъ въ Константинополѣ
изъ ста пятидесяти отцовъ противъ духоборца Македонія и его союзниковъ,
богоненавистныхъ полуаріанъ. Этотъ святый соборъ, имѣя руководителемъ и
наставникомъ своимъ Самого Святаго Духа, научилъ, чю Духъ исходитъ отъ
Отца безвременно и вѣчно, что Онъ единосущенъ, сиокланяемъ и спросла-
вляемъ Отцу и Сыну, и непростительно богохульствовавшихъ противъ того же
Утѣшителя подвергъ неумолчнымъ анаѳемамъ, вмѣстѣ съ безумнымъ Аполли¬
наріемъ, который, самъ бывъ .безумнымъ или бездушнымъ, суетно называлъ
^живущаго во Христѣ Спасителѣ человѣка человѣкомъ безъ души. Третій же
соборъ, впервые возсіявшій въ Ефесѣ изъ двухъ сотъ святыхъ огцевъ на низ¬
верженіе и отверженіе человѣкообожателя Несторія и его единомышленниковъ,—
Несторія, который, запутавшись въ собственныхъ своихъ оскверненныхъ
помыслахъ, пустословилъ, что иное есть вѣчное Слово Отца и иное воплотив¬
шійся ради нашего спасенія отъ Дѣвы; и, самъ того не желая, этогъ нече¬
стивецъ вводилъ четвертое лицо въ святую и единосущную Троицу; онъ не
только раздѣлялъ на двѣ ѵпостаси два соединенныя естества Христовы, но и
названіе «Богородицы» заклиналъ отвергнуть, а вмѣсто этого нечестивый уза¬