Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 101 — единопрес сольную, во едино Божество и во едино общее господство соединяе¬
мую, безъ сліянія личнаго и ѵпостаснаго. Исповѣдуемъ Троицу во Единицѣ и
прославляемъ Единицу въ Троицѣ.—Троицу по тремъ ѵпостасямъ, а Единицу
по единству Божества.— потому что Оно не есть собственно слившееся одно,
не есть также и вполнѣ раздѣляемая тройственность, скорѣе Оно (Божество)
таково, чго въ томъ и другомъ сохраняется и то и другое '). Раздѣляемое но
численности ѵпостасей и перечисляемое по личнымъ особенностямъ, Оно (Бо¬
жество) объединено тождествомъ существа и естества и полной дѣлимости не
допуекаеіъ. Богъ—одинъ, потому что велегласно проповѣдуется и признается
единое Божество въ троичности лицъ. И въ силу того, что Богъ одинъ и Бо¬
жество—одно, Онъ не дѣлится и не распадается на трехъ боговъ; это было
бы нечестивымъ ученіемъ Аріанъ; далѣе въ силу того, что Богъ есть три,
и познается какъ три, и проповѣдуется, какъ три ѵпостаси, и называется
Отцемъ, и Сыномъ и Всесвятымъ Духомъ, Онъ не должепъ быть соединяемъ,
совокупляемъ, сливаемъ въ одну и туже ѵпостась; что было бы нечестивымъ
ученіемъ Савелліанъ. И потому прекрасно постановили богословы, чтобы мы
мыслили единицу въ одномъ и единственномъ Божествѣ, Троицу же въ трехъ
неслигныхъ ѵпостасяхъ. Мы не знаемъ другаго единаго Бога, кромѣ (Бога
въ) трехъ лицъ; а равно мы не знаемъ другихъ трехъ единосущныхъ лицъ
Троицы, когорыя суть Отецъ, Сынъ и Святый Духъ, кромѣ (лицъ) единаго
Бога. Поэтому Единое мы называемъ въ своемъ нроповѣданіи Троицею, въ
которой обтаетъ Божество, и Троицу, которой принадлежитъ Божество, воз¬
вѣщаемъ. какъ единое, вѣрнѣе сказать: Троица есть Божество и познается
какъ Божество». «Вѣруемъ и во единаго изъ той же самой Святой и единосущной Троицы
Господа нашего Іисуса Христа, Иже во образѣ Божіи еый не восхище¬
ніемъ непщева, какъ говорит ь апостолъ, быти равенъ Боіу, но Ѵёбе ума¬
лилъ, зракъ раба пріимъ (Филин. 2, 0, 7), ибо будучи единосущенъ и со-
престоленъ Отцу, въ концѣ временъ не возгнушался родиться отъ святой и
всенепорочной Владычицы нашей Богородицы, воспріять отъ нея плоть, оду¬
шевленную душею словесною и разумною, начатокъ нашего естества, не чрезъ
сѣмя, но творчески чрезъ Духа Святаго. И такимъ образомъ является одинъ
изъ двухъ противуположныхъ естесгвъ; будучи по естеству совершеннымъ
Богомъ, тогъ же самый Богъ-Слово сталъ и совершеннымъ но естеству чело¬
вѣкомъ, не измѣнивъ естества человѣческаго и совершивъ искупленіе не при¬
зрачное, но чрезъ воспринятую отъ Святой Дѣвы, одушевленную словесною и
разумною душею и удостоившуюся обитать въ Немъ плоть, съ которою Онъ
соединился ѵпостасно, неслитно и нераздѣльно; не измѣнилъ Онъ ни естества
Своего- Божества въ еушесіво плоти, пи существа плоти Своей въ естество
Своего Божества. Итакъ два естества, будучи навсегда соединены между со¬
бою въ одной ѵпостаси Бога Слова, явили намъ одного Сына и Господа ви¬
димаго и невидимаго, смертнаго и безсмертнаго, описуемаго и неописуемаго,
Бога совершеннаго, въ двухъ естествахъ познаваемаго и въ двухъ самостоя- То есть, и въ единствѣ троичность и въ троичности единство.