Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года.

Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года. - С.Петербург, 1889

Содержание
OCR
— 7 —
же частные вопросы старообрядцы выдвигаютъ? Прежде всего
ими ставится вопросъ о такъ называемыхъ перем?нахъ или
изм?неніяхъ въ обрядахъ, эти изм?ненія старообрядцы
привязываюсь къ вопросу объ испов?даніи правыхъ догматовъ в?ры.
Никонъ произвелъ, говорятъ они, перем?ны, значить онъ в?ру
изм?нилъ, благочестіе нарушилъ и Церковь посл? этого
перестала уже быть Христовою. Зд?сь является задача разъяснить,
что такое догматъ в?ры и какое значеніе им?ютъ т?
изм?ненія, который Никономъ были произведены, т. е. разъяснить,
что эти изм?ненія не касаются в?ры и благочестія, а суть
изм?ненія н?которыхъ обрядовъ, на что Церковь всегда им?ла и
им?етъ право. Если стать на эту точку зр?нія, то важность
вопроса сама собою уничтожается. Этотъ вопросъ я могу назвать
вопросомъ недоум?нія, требующимъ разъясненія, и не могу
считать его вопросомъ праздньшъ. Тутъ нужно челов?ку, не
вполн? понимающему сущность д?ла, сообщить понятіе ясное
и правильное; тутъ нужно научить и просв?тить. Иногда это
и удается по отношенію ко мяогшіъ людямъ, которые безъ
предвзятыхъ мыслей читаютъ книги или слушаютъ, удается
выяснить, что в?ра чрезъ изм?неніе обрядовъ не изм?нилась
и что Церковь Христова осталась чистою и благочестивою.
Со стороны людей, которые нам?ренно хотятъ поддержать
разд?леніе и вражду, выдвигается другой вопросъ, не до
существа д?ла относящійся, а касающійся отношенія Церкви и
церковной власти къ нимъ—старообрядцамъ. Это вопросъ о
клятвахъ, о томъ, что Церковь яко-бы предала проклятію отм?-
ненные обряды. Сейчасъ я не могу входить въ разъясненіе
этого вопроса, но скажу, что этотъ вопросъ не касается са-
маго лравославія Церкви. Какъ бы ни былъ онъ р?шенъ,
значеніе и благочестіе Церкви не утратится. Чтобы ясн?е это
было, я упомяну н?сколько случаевъ осужденія изъ за обрядовъ.
Въ первые три в?ка восточные и западные христіане
праздновали Пасху не въ одно время: первые вм?ст? съ евреями,
т. е. въ 14-е число м?сяца Нисана, въ какой-бы день оно
не случилось, западные же—въ первый посл? этого воскресный
день. Восточные христіане считали свои обычай нреданіемъ
ап. іоанна Богослова, а западные—нреданіемъ ап. Петра и