Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года.

Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года. - С.Петербург, 1889

Содержание
OCR
— 6 -
въ нужд? обр?таемся, это только придирка ваша, нужда не
обязана всего, требуемаго закономъ, исполнять? Вотъ какъ
старообрядцы стараются обходить воиросъ о церковномъ устрое-
яіи, считая его придиркой. Это разсужденіе: мы въ нужд?
обр?таемся, нужда не обязана исполнять всего въ закон?, вотъ
на что похоже. Идетъ въ л?су но узенькое тропинк?
голодный челов?къ. Встр?тившій его спрашиваетъ, почему онъ
идетъ не дорогою и не им?етъ хл?ба насущнаго, а тотъ отв?-
чаетъ, что ему негд? хл?ба взять и онъ терпитъ нужду.
Путнику сов?туютъ выдти на дорогу, а онъ предложеніе считаете
нустымъ и над?ется, что авось, какъ нибудь, и по извили-
стымъ тропинкамъ дойдетъ до м?ста. Вс? конечно пожал?лп
бы такого челов?ка и сказали бы въ душ? своей, зач?мъ онъ
гн?вается на сов?тника и счита?тъ сов?тъ его пустымъ, зам?-
чаніе придирчивымъ, тогда какъ, очевидно, это не пустой сов?тъ ?
не придирчивость или выраженіе гн?ва; а выраженіе любви.
Такъ и зд?сь въ вопрос? объ устроеніи Церкви, какъ пути къ
Царствію Божію; указать в?рные признаки этого путл ко
спасенію, въ отличіе отъ путей ложныхъ, есть задача первой
важности, этимъ вопросомъ просто и ясно разр?шается во-
просъ о раскол? или церковномъ раздор?. Вотъ какая точка
зр?нія у православныхъ собес?дниковъ, стремящихся не къ
поддержанію этого раздора, а къ умиротворенію и къ соеди-
ненію въ дух? взаимной любви и послушанія Церкви. Какая
точка зр?нія у старообрядцевъ и на сколько она важна, на
сколько, т. е. отъ р?шенія выдвигаемыхъ ими вопросовъ, за-
виситъ р?шеніе участи, куда идти, гд? быть, какъ получить
спасеніе? Прежде всего не могу не отм?тить, что старообрядцы
ставятъ вопросы отрицательные, любятъ указывать причины
почему они отд?лились отъ православной Церкви и
останавливаться преимущественно на этихъ причинахъ. О своемъ по-
ложеніи они не любятъ говорить. Понятно, что вопросы
отрицательные такого значенія не им?ютъ, какъ первые мною
указанные—вопросы положительные. Когда я объясняю то,
почему я отъ кого либо удаляюсь, когда я говорю про другого
недоброе, этимъ я не могу оправдать еще себя и показать, что
я свободенъ отъ крупныхъ недостатковъ и погр?шностей. Какіе