Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года.

Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года. - С.Петербург, 1889

Содержание
OCR
— 51 -
Если бы кто сказал ь зд?сь это, я отв?тиль бы, что еписко-
повъ-еретиковъ надобно удаляться; но вопросъ не въ этомь,
а въ томъ, можеть ли Церковь Христова оставаться вовсе безь
епископовь. Такиагъ образомь р?чь не о еретикахъ, а объ
устроеніи Христовой Церкви, которая безъ епископовь, по
словамь святаго Игнатія Богоносца, «н?сть избранна, ниже
собраніе святое». Значить, одно изь двухъ: или ученіе св.
Игнатія неправильно, или нев?рно то, что иоцовды
составляют истинную Церковь. Но предположить первое никто не
р?шится; ясно, что нев?рно посл?днее. Кром? св. Игнатія
и свят. Златоустъ училъ, что Церковь не можетъ быть безъ
епископа. Отправляясь вь изгнаніе изь Константинополя, ояъ
давалъ наставление своей паств? принять посл? него и
слушаться того епископа, который будетъ иоставленъ (смот. жи-
тіе его въ Маргарит? л. 154). Если безъ епископа не можетъ
быть какая либо частная Церковь, наприм.
константинопольская, петербургская, то т?иъ бол?е безь епископа не можетъ
быть Церковь вселенская. Безь епископовь не можеть быть
въ Церкви и седьми тайнъ, между т?мъ въ Большом ь Нати-
хизис? говорится: «в?ждь без ь всякого сомн?нія, я ко вь
Церкви Божіей тайнъ всесовершенно седмь». (Л. 360). Что
касается т?хъ священниковъ, которые находились у старооб-
рядцевъ, переходя къ нимъ отъ церкви православной, то они,
д?йствуя безъ повел?нія епископа, поступали вопреки церков-
нымъ правиламь. «Безъ повел?нія епископа, пресвитеры ни-
чтоже да творятъ» (соб. апостольское правило). Кто, говорится
въ Номоканон?, безъ повел?нія м?стнаго епископа дерзнетъ
пріимати помышленія и испов?ди, сицевый по иравиламъ казнь
цріемлетъ, яко преступникъ божественныхъ правилъ. Ибо не
точію себе погуби, но и елицы у него испов?дашася, не
испов?дани суть и елид?хъ связа, или разр?ши, не неправ-
лени суть. (Потреби, іосифа л. 668). Относительно отб?гшихъ
отъ Церкви священниковь св. Златоустъ воть что пишетъ:
«аще бы и им?ли отъ насъ отб?гшихъ, единаче тайны безь
единости Церкви Христіанскія ничесоже суть, ибо вс?мъ
отлучившимся отъ единенія церковнаго Богъ пророкомъ рече:
послю на вы клятву и прокляну благословеніе ваше, и окля-