Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года.

Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года. - С.Петербург, 1889

Содержание
OCR
- 49 -
Алекс?евъ, а священникъ—-луну; лупа сама по себ? пе св?-
титъ, а получаетъ св?тъ оть солнца; какпмъ же образомъ,
спрашнвалъ онъ поповцевъ. у васъ солнца (епископа) н?тъ,
а луна св?титъ? Дал?е, въ Благов?стнигс? (толк, на 95 зач.
отъ Луки) сказано, что подъ рабами, тшже Господь Церковь
поручи, разумеются епископы, пресвитеры п діаконы. Какимъ же
образомъ у васъ іерархія начинается не съ первой степени, а
со второй? Еще въ нравилахъ апостольскпхъ еппскопъ
называется главою т?ла церковнаго, а священники — руками. У
васъ головы н?тъ, а руки д?йствують. Противъ этихъ остроулг-
ныхъ зам?чаній поповцы были безотв?тны. Съ принятіемъ ново-
рукоположенныхъ священниковъ старообрядцы должны были
поступиться и?которыми основными пунктами въ ученіи
раскола. И прежде всего они должны были отказаться оть ученія
о настунленіи царства антихриста, которое дожить въ основ?
старообрядческихъ воззр?иій. Теперь ноповцамъ, которые стали
принимать священниковъ, поставленных*!» въ Православной
Церкви, было уже невозможно удерживать этотъ догматъ,
потому что нельзя допустить мысль, что отъ аптихрпста можно
принять хиротоиію. Такимъ образомъ, поповцы отказались оть
этой мысли и стали смотр?ть на Церковь Православную не
какъ на церковь антихристову, а не бол?е какъ на
еретическую или зараженную новшествами. Въ этомъ они разошлись
съ первыми вождями старообрядства. Во-вторыхъ, первыми
вождями старообрядства было установлено принимать
православных!) посредствомъ новаго крещенія. Безпоповцы, удержа
это правило, и досел? исноянлготь оное (за исклгоченіемъ
такъ называемьтхъ спасовцевъ). Ноповцамь же вновь крестить
уклонившихся отъ православія опять оказалось невозможными
потому что пришлось бы крестить не только мірянъ, но и
священниковъ, которые ими же самими признавались
законными, безъ новаго рукоположенія. Вотъ исторія образованія
и существенный характеръ того согласія, которое называется
поиовщинскимъ. Весьма долгое время оно не им?ло своихъ
епископовъ. Это неим?ніе еиискоиовъ смущало самихъ старо-
обр^дцевъ. Сами они чувствовали, что въ ихъ церковномъ
устроеніи есть существенный недостатокъ, важная и весьма
4