Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года.

Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года. - С.Петербург, 1889

Содержание
OCR
— 44 —
— С. И. Визгуновъ. Въ житіяхъ писано; только не могу
указать. Мн? пришлось теперь нечаянно говоритъ. Многіе
святые спаслись безъ причастія.
— Н. И. Ивановскій. Это хотя н?сколько похоже на от-
в?тъ и оправданіе. По этому я считаю необходимымъ
опровергнуть мн?ніе собес?дника. Онъ говоритъ, что многіе святые не
причащались и спаслись. Раньше онъ указывалъ между про-
чимъ и на благоразумна™ разбойника. Благоразумнаго
разбойника нельзя брать въ доказательство, потому что онъ спа-
сенъ особымъ образомъ, и мы не можемъ подражать ему.
Поэтому ссылка на него совершенно неум?стна. Обратимся къ
святымъ. Старообрядцы постоянно на нихъ указываютъ и
называюсь до двадцати лицъ. Я пров?рялъ уже эти указанія *).
Оказывается, что только относительно мученицы Дросиды
(память ея празднуется %% марта) и мученика Александра
(память его 9 іюня) можно утвердительно сказать, что они не
причащались свят. Таинъ. Но св. мученикъ Александръ не
былъ даже и крещенъ, потому что посл? испов?данія себя
христіаниномъ былъ въ тотъ же день замученъ; св. мученица
Дросида, дочь царя Трояна, по крещеніи жила только 7 дней
и не им?ла возможности причаститься т?ла и крови
Христовой. Вотъ и вс? прим?ры; относительно большинства осталь-
ныхъ мучениковъ и подвижниковъ, на которыхъ ссылаются
старообрядцы, должно сказать, что въ житіяхъ ихъ не
говорится о томъ, причащались они или н?тъ. На этомъ умолча-
ніи старообрядцы и основываютъ свое утвержденіе, что они не
причащались. Но такое заключеніе безосновательно. Это мол-
чаніе не только не даетъ права заключать, что они никогда
не причащались, но локазываетъ противное. «Обычай есть
божественному писанію, говоритъ іосифъ Волоцкій, еже
святая житія и пов?сти писати. И нужн?йтія вещи писанію
предавати, не нужная же мимо тещи. Ничто же бо нужн?й-
ши есть божественнаго крещеяія и причащенія св. Христо-
выхъ Таинъ; ново множайшихъ житіяхъ апостольскихъ и му-
ченическихъ и отеческихъ не явлено есть о семъ. Еда убо не
*) См. въ моихъ книгахъ сКритическій разборъ ученія бвэпоповцевъ
о Церкви и таинствахъ> и «Обіиченіе расколам