Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года.

Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года. - С.Петербург, 1889

Содержание
OCR
- 34 -
когда въ Поморь? утвердился раеколъ, то главными заправи-
телями его были міряне: Данила Микуличъ и братья
Денисовы. Поэтому то въ конц? 17-го стол?тія въ Выговской
пустыни мы и встр?чаемъ сл?дующую церковную практику;
уставщики совершаютъ богуслуженія: полуяощницу, часы, па-
вечерницу и т. п. На этихъ богослуженіяхъ опускалось все
то, что полагается говорить священнику. Въ названной
пустыни отправляли молебны, погребеніе умершихъ, совершали
постриженіе въ монашество и перекрещивали т?хъ, которые
переходили къ нимъ отъ православной Церкви. Воть какъ
образовалась практика безпоповцевъ. Императором'!» Петромъ I
посланъ былъ въ Выговскую пустынь іеромонахъ Неофит ь.
Онъ предложилъ вопросъ, какимъ образомъ выговцы над?ются
спастись безъ Церкви, безъ священства,1 безъ таинстиъ и иол-
наго богослуженія. Представители Поморья и стали
придумывать новое ученіе. Они говорили, что нужда заставляетъ ихъ
обходиться безъ священниковъ, подобно тому, какъ и въ
древнее время многія церкви оставались безь священников ь.
Таинства они разд?лили на два разряда: на таинства, необходимый
для спасенія, и такія, безъ которыхъ можно обойтись. Къ пер-
вымъ причислили крещеніе, испов?дь и яричащеніе, а ко вто-
рымъ—остальныя. Они стали доказывать, что причащеніе можно
зам?нить огнепальнымъ желаніемъ причащенія. Такимь
образомъ создалось ученіе неимущихъ священства старообрядцевъ.
Впосл?дствіи ученіе н?сколько изм?нилось. Стали учить, что
антихристъ уничтожилъ жертву и священство и что
таинственное священство можно зам?нить священствомъ духовнымъ,
которое им?етъ каждый христіанинъ. Вотъ какое образовалось
ученіе у старообрядцевъ, не имущихъ священства.
Ясно прежде всего, что это ученіе, равно какъ и само
общество безпоповцевъ, ведетъ свое начало не отъ Христа и
апостоловъ. Зат?мъ, принимая во вниманіе, что истинная
Христова Церковь должна быть не одол?нною вратами ада,
должна быть съ тремя чинами и семью таинствами и что со-
вершающіе незаконно таинства, по выраженію апостольскаго
правила, восхищаютъ недарованное и раздражаютъ Бога, могу
сказать, что безпоповщинское общество Христовой Церкви не