Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года.

Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года. - С.Петербург, 1889

Содержание
OCR
— 33 —
обращаться за разъясненіемъ, какъ нспов?даться, какъ
причащаться, когда н?тъ священниковь? Аввакумь пишетъ от-
в?ты. Эти отв?ты представ ля ютъ собою не окончательное р?-
шеніе вопросовъ, а только частные сов?ты, наприм.,
относительно испов?ди сов?туется не идти къ нлконіанамъ, а другъ
другу испов?дывать свои гр?хп, или передъ иконою каяться
и у Бога просить прощенія; причащаться же, по егословамъ,
можно запасными дарами. Но такъ какъ существованіе запас-
наго Агнца требовало священника, то этихь сов?товъ
Аввакума оказалось недостаточно, и потому онъ даетъ и другого
рода сов?тъ: — обращаться къ свящеяникамъ, рукоположеннымъ
посл? Никона, если они возлюбять старину. Эта посл?дняя
мысль была нелогична, такъ какъ она не мирилась съ т?мъ
ученіемъ, что воцарился въ прав. Церкви антихриетъ. Изъ
этого ученія сл?довало, что и хиротонія посл? Никона
антихристова. Діаконъ ?еодоръ понялъ эту нелогичность и от-
вергъ тогь сов?тъ Аввакума; онъ нисадъ, чтобы къ попамъ,
поставленнымъ посл? собора 1667 г., не приходить и не
сообщаться, хотя бы они служили по старому. Такимъ образомъ
на первыхъ порахъ вопросъ объ іерархіи былъ не р?шенъ.
Между т?мъ священниковъ становилось все меньше и меньше.
Одни были сосланы, наприм. Аввакумь, Лазарь; другіе сами
б?жали и скрывались въ л?сахь стародубскихъ. [Потребность
р?шить вопросъ такъ или иначе стала чувствоваться всесиль-
н?е. И действительно р?ш?ніе его мы находимъ въ конц?
17-го стол?тія въ Поморь?, въ Выговской пустыни. Р?шеніе
это было подготовлено обстоятельствами, въ которыхъ
находились жители Поморья еще до образованія раскола. Крайне
пустынный, незаселенный край—Поморье им?ло мало хра-
мовъ, мало приходовъ и при этомъ н?которые приходы, по ихъ
б?дности, часто оставались безъ священниковъ. Иные
приходы раскидывались на сотню версть, такъ что между церко-
віто и тою или другою деревнею не было ни прохода, ни
про?зда. Это обстоятельство создавало привычку строить у
себя часовни, отправлять въ нихъ службы какія возможно,
безъ священниковъ, самимъ крестить рожденныхъ мдаденцевъ,
жить брачно прежде совершенія таинства брака. Сверхъ того,
з