Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года.

Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года. - С.Петербург, 1889

Содержание
OCR
— 27 —
также и у няхъ. Разница начинается дал?е. Въ православной
Церкви четвертая просфора приносится за священный чинъ,
царствующій домъ и за вс?хъ живыхъ хрнстіанъ. Понятно,
что къ этой просфор? можно присоединитъ сколько угодно про-
сфоръ за здравіе частныхъ лицъ. У старообрядцевъ
четвертая просфора приносится о здравіи священныхъ лицъ, пятая—
за Царя и царству ющій домъ, шестая—за вс?хъ православ-
ныхъ. Посл?дняя просфора, пятая у насъ—седьмая у
старообрядцевъ, приносится о упокоеніи умершихъ. Разница такимъ
образомъ въ томъ, что у православныхъ для поминовенія
вс?хъ живыхъ употребляется одна просфора, а у
старообрядцевъ три. Ясно, что зд?сь ничего догмата ческаго н?тъ. Если
старообрядцы не согласны съ моимъ мн?ніемъ, то прошу
возразить. Никто возражеиій не сд?лалъ. Тогда профессоръ ска-
залъ: теперь я разъясню другую сторону вопроса—какое
количество просфоръ употреблялось въ древности.
Опять начинаемъ съ рукописей. Хотя вчера мы и всгр?-
чали возраженія противъ обращенія къ рукописямъ и
слышали требованіе разсуждать только на основании печатныхъ
книгъ, но это потому, что въ рукописяхъ находилось н?что
такое, что идетъ въ разр?зъ съ мн?ніемъ старообрядцевъ.
Старообрядцы сами читали вчера тетради, списанные, по ихъ
словамъ, съ книги Максима Грека; я ихъ не останавливалъ
потому, что разв? Церковь стала православною съ т?хъ
только поръ, какъ книги стали печататься?
Рукописей у меня подъ руками немного.
Интересующимся познакомиться бол?е обстоятельно съ вопросами о количе-
ств? просфоръ рекомендую прочитать объ этомъ въ «Выпи-
скахъ» Озерскаго. Въ рукописныхъ служебникахъ количество
просфоръ разнообразно,—отъ трехъ до восьми. Изъ рукописей
16-го стол?тія мы им?емъ подъ руками служебникъ
московская митрополита Филиппа, въ которомъ между прочимъ
упоминаются свв. Борисъ и Гл?бъ, какъ новоявленные
чудотворцы. По этому служебнику на проскомидіи положено 6
просфоръ. Зд?сь такъ говорится: (начало часовъ) «Благо-
словенъ Богъ нашъ всегда, нын? и присно. Единъ отъ воинъ
копіемъ ребра ему црободе» и т. д. Такимъ образомъ изъ пер*