Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года.

Собеседования с старообрядцами, веденыя в зале С.-Петербургской городской думы профессором Казанской Духовной Академии Н.И. Ивановским в декабре 1888 и январе 1889 года. - С.Петербург, 1889

Содержание
OCR
— 9 —
чего придирчивы бываютъ ихъ обвиненія. (При этомъ профессо-
ромъ была прочитана выдержка изъжу р. «Брат. Слово»). Ясно,
что вопросъ совершенно измельчалъ. О. Павелъ, проф. Суб-
ботинъ, вашъ покорн?ишій слуга и всякій другой сами по
себ?, а вопросъ о Церкви самъ по себ?, и по нашей
деятельности и по нашимъ ошибкамъ этого великаго вопроса никогда
не разр?шить. Такъ золотой имперіалъ старообрядческіе
апологеты разм?ниваютъ на м?дные гроши. Я им?лъ въ виду
разъяснить достоинство подннмаемыхъ на бес?дахъ вопросовъ,
потому что часто приходится волей-неволей входить въ раз-
сужденія по вопросамъ мелочнымъ. Если бы старообрядцы
придавали надлежащее зиаченіе каждому вопросу, если бы они
не м?няли существенное ца мелкое, важное на придирку, тогда
весь вопросъ о раскол? разр?шился бы очень легко. Такъ какъ
вопросы обрядовые я не считаю вопросами праздными, такъ
какъ изъ-за нихъ самый расколъ произошелъ, то я охотно
перехожу къ бес?д? о нихъ.
Обвиняютъ. православную Церковь вь томъ, что она изм?-
нила символъ в?ры, составленный на первомъ и второмъ со-
бор?. Изм?неніе это она допустила въ томъ, что вм?сто «и
въ Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго» читаетъ
«и въ Духа Святаго Господа животворящаго». Чрезъ такое
изм?неяіе, продолжаютъ старообрядцы, Церковь не испов?-
дуетъ Св. Духа истиннымъ Богомъ, а зат?мъ она нарушила
неприкосновенность символа в?ры, и такимъ образомъ гр?-
шитъ противъ догмата, гр?шитъ и противъ установленія все-
ленскихъ соборовъ. Можетъ быть кто либо желаетъ
подтвердить это обвиненіе или иначе высказать. Такъ какъ начинается
обм?нъ мыслей, то я прошу, если кто желаетъ; высказывать
свои взгляды... Молчаніе...
Вопросъ съ догматической стороны р?шается просто. Хотя
въ 8-мъ член? символа в?ры мы не читаемъ слова «истиннаго»,
но это не значить, что мы не испов?дуемъ Св. Духа истин-
нымъ Богомъ. Православная Церковь наша испов?дуетъ Св.
Духа истиннымъ Богомъ, равнымъ и единосущнымъ Отцу и
Сыну въ формул? крещенія (во имя Отца и Сына и Св. Духа)
и во многихь п?сняхъ церковныхъ. Въ стихир? на день со-