Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг.

Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг. Вып. 1. Изд. 2-е. - Москва, 1889

Содержание

Бесѣда 1-я вступительная. Объ условіяхъ правильнаго веденія собесѣдованій; объ ихъ значеніи и цѣли съ опроверженіемъ обвиненій взводимыхъ старообрядцами на Церковь Греко-Россіскую

Бесѣда 2-я. О различіи догматовъ Вѣры отъ обрядовъ Церковныхъ

Бесѣда 3-я. О клятвахъ Собора 1667 года: на кого онѣ падаютъ

Бесѣда 4-я. О томъ, что св. Церковь имѣетъ право снисходительно дозволить Старообрядцамъ, присоединяющимся къ ней, особые обряды и снимать съ нихъ клятвы Собора 1667 года

Бесѣда 5-я. О неправомъ вѣроученіи первоучителей раскола

Бесѣда 6-я. О составѣ Церкви Христовой

Бесѣда 7-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не можетъ составлять истинную Церковь Христову

Бесѣда 8-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 9-я. О томъ, что общество безпоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 10-я. О томъ, что безпоповщинское общество не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 11-я. О томъ, что старообрядцы—безпоповцы не составляютъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 12-я. Объ антихристѣ, его происхожденіи, характерѣ, дѣятельности

Бесѣда 13-я. О духовномъ царствованіи антихриста (мнимомъ)

Бесѣда 14-я. О непрекращаемости жертвы Евхаристической и священства во время царствованія антихриста

Бесѣда 15-я. О печати антихристовой и о времени царствованія антихриста

Бесѣда 16-я. О продолжительности времени царствованія антихриста

Бесѣда 17-я. Объ антихристѣ противъ безпоповцевъ

OCR
— 52 — вѣдовати, и трибожну и трисущну глаголютъ», — такъ
передаетъ де Ѳеодоръ; «и въ трехъ лицахъ по три со¬
става глаголетъ Лазарь; а Христа Четверта Бога глаго¬
лютъ быть и на четвертомъ престолѣ сѣдяща»... Ѳеодоръ
далѣе говоритъ: что Лазарь попъ, часто проса со мною
вопитъ глагола: Троица рядкомъ сѣдитъ, Сынъ одесную,
и Духъ Святый ошуюю Отца нанебеси, на разныхъ пре¬
столахъ,—яво царь съ дѣтьми сѣдитъ Богъ Отецъ,—а
Христосъ на четвертомъ престолѣ особномъ сѣдитъ предъ
Отцемъ небеснымъ».... И «что Аввакумъ отъ Лазаря
пріялъ той злый толкъ, еже четверити Троицу Святую»*
По свидѣтельству Ѳеодора,—-и «самаго существа Боже¬
ственнаго въ Немъ (во Христѣ) они не исповѣдуютъ,
но силу и багодать отъ Сыновни Ипостаси изліявшуюся
въ дѣвицу глаголютъ, а самое — де существо Сыновне
никогда не сходитъ». Ниже: «Сына Божія Іисуса Христа
начата (Аввакумъ) просто человѣка исповѣдовати въ во¬
площеніи отъ Дѣвы». Достойно примѣчанія, что Ѳеодоръ въ томъ же посла¬
ніи къ сыну своему Максиму жалуется на Аввакума
въ такихъ выраженіяхъ: напрасно мя (Ѳеодора) облича
и оклевета многимъ вѣрнымъ братіямъ, и соблазнилъ ровъ и прочій единомысленницы ихъ, не токмо разсмотрѣнія, или по*
хулиша несогласныя письма тѣ, но и паче начата ихъ любити и вѣро-
вати по нихъ и 8а церковною службою прочнтати; еще же и образъ
начата творца тѣхъ писемъ на иконѣ писати. И бысть тогда конеч¬
ное раздѣленіе, яко и не общахуся другъ со другомъ, и овій другихъ
вавяху трисущниками и Ануеріаиами» Ануеріяне же тѣхъ порицаху
кривотолками.и И мно8и многажды моляху Ануерія да отложитъ тѣ
церковныя и несогласныя письма, якоже подобаетъ, И той Авуерій со
единомыеленнихи своими не восхотѣлъ отложить тѣ спорныя письма» и
многихъ прошенія ни во чтоже положилъ. Иный поборникъ воставъ
•за тѣ-же спорныя писма ему же имя Іероѳѳй» наименовавъ пиема
аввакумовы свѣтлѣя солнца и вси добрыи (см. VIII т. мат. для истор. ■ расж. И8Д. подъ ред. Н. Су66.). Оідііііесі Ьу ^оо^іе