Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг.

Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг. Вып. 1. Изд. 2-е. - Москва, 1889

Содержание

Бесѣда 1-я вступительная. Объ условіяхъ правильнаго веденія собесѣдованій; объ ихъ значеніи и цѣли съ опроверженіемъ обвиненій взводимыхъ старообрядцами на Церковь Греко-Россіскую

Бесѣда 2-я. О различіи догматовъ Вѣры отъ обрядовъ Церковныхъ

Бесѣда 3-я. О клятвахъ Собора 1667 года: на кого онѣ падаютъ

Бесѣда 4-я. О томъ, что св. Церковь имѣетъ право снисходительно дозволить Старообрядцамъ, присоединяющимся къ ней, особые обряды и снимать съ нихъ клятвы Собора 1667 года

Бесѣда 5-я. О неправомъ вѣроученіи первоучителей раскола

Бесѣда 6-я. О составѣ Церкви Христовой

Бесѣда 7-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не можетъ составлять истинную Церковь Христову

Бесѣда 8-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 9-я. О томъ, что общество безпоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 10-я. О томъ, что безпоповщинское общество не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 11-я. О томъ, что старообрядцы—безпоповцы не составляютъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 12-я. Объ антихристѣ, его происхожденіи, характерѣ, дѣятельности

Бесѣда 13-я. О духовномъ царствованіи антихриста (мнимомъ)

Бесѣда 14-я. О непрекращаемости жертвы Евхаристической и священства во время царствованія антихриста

Бесѣда 15-я. О печати антихристовой и о времени царствованія антихриста

Бесѣда 16-я. О продолжительности времени царствованія антихриста

Бесѣда 17-я. Объ антихристѣ противъ безпоповцевъ

OCR
— 51 — общее опредѣленіе: € отвергаемъ и держати оныя всякому
подъ церковной клятвою запрещаемъ»; опредѣленіе со*
стоялось 28 ноября 1699 года а). Мысли Аввакума о Святой Троицѣ и о воплощеніи
Христовомъ показываетъ діаконъ Ѳеодоръ; онъ же сви¬
дѣтельствуетъ и о томъ, что не одинъ Аввакумъ, а и
Лазарь также лжемудрствовалъ. «Они убо, — Аввакумъ
и Лазарь,—начали Троицу на трехъ престолѣхъ испо- а) Имѣемъ возможность подлинными словами вкратцѣ передать о быв¬
шихъ разсужденіяхъ или спорахъ, изъ-за еретическихъ писемъ авва-
кумовыхъ въ Онуеріевскомъ толкѣ на Керженцѣ. „Быеть распря во Хри»-
стіанѣхъ“ — такъ начинается сказаніе объ упомянутыхъ спорахъ, —
„овіи начата того Аввакума мудрованіе хвалити, а друзіи Ѳеодора,
діакона мудрованіе хваляще. А наипаче же мнози аввакумовы письма
начата любите, и прочитати и разсылати. Первыхъ же тѣхъ писемъ
любитель и защитникъ Сергій старецъ, къ нему же тѣ письма прежде
Аввакумъ прислалъ, себе же самаго и Сергія вообразилъ въ тѣхъ пись¬
махъ въ лицахъ, и написалъ къ нему въ нихъ еще: „пріими Сергій
вѣчное еіе Евангеліе, не иною, но перстомъ Божіимъ писано.* Потомъ
же зѣльный бысть любитель и рачитель тѣхъ писемъ Поликарпъ Пет¬
ровъ романовецъ, Ануерій старецъ и ученикъ его Исмаилъ и прочій
мнози, хваляще писанія аввакумова, и разсылаху и учаху. По нѣкоемъ
же времени случися видѣти тѣхъ писемъ Ѳеодору Іаковлеву прозвані¬
емъ Токмачеву, списано же то рукою Поликарпа Петрова отъ тѣхъ
писемъ аввакумовнхъ, идѣже глаголетъ: вѣруй трисущвую троицу,
несѣкаемую сѣки, небось, едино на три существа; и о воплощеніи, что
писано у него кромѣ существа, и прочая таковая. Онъ же Ѳеодоръ
вря таковая писанія и дивяоя, и вонрошася о томъ многихъ; есть ли
таковое мудрованіе во св. книгахъ? Мнози же вѣдущіи писанія отвѣ-
щаша ему, яко се противно православному мудрованію и св. богослов-
цемъ. Тогда той Ѳеодоръ и прочій совѣтоваша о томъ собору быти еже
и бысть. Возвѣсти убо Ѳеодоръ о ересяхъ тяжкихъ на монаха Ануерія и на.
другаго монаха Сергія, и Поликарпа, яко они вѣруютъ еретически въ
Трисущную Троицу,— написано у нихъ: несѣкаемую сѣки по равен¬
ству, небось, едино на три существа, тождѳ и естества, и образы три
ровны; они же, окаянніи, злѣ и эѣлохульно (учатъ) о Спасителѣ на*
темъ: сила точію сниде Божія, а не существомъ вочеловѣчися и гла¬
голютъ бо нечестиво зѣло: аще бы—де Христосъ сошелъ Божествомъ,,
всю бы вселевную попалило, и Пречистыя Богоматере чрево не воз¬
могло понести всего Божества. По обличеніи мнози начата разсмот¬
рите и сличати письма аввакумовы съ Божественнымъ писаніемъ,
уразумѣша, яко гѣло не согласны тѣ письма со святыхъ отецъ пяса»
ніемъ: Но Ануерій старецъ и ученикъ его Исмаилъ и Поликарпъ Петь Г Оідііігесі Ьу ѵ^оодіе