Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг.

Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг. Вып. 1. Изд. 2-е. - Москва, 1889

Содержание

Бесѣда 1-я вступительная. Объ условіяхъ правильнаго веденія собесѣдованій; объ ихъ значеніи и цѣли съ опроверженіемъ обвиненій взводимыхъ старообрядцами на Церковь Греко-Россіскую

Бесѣда 2-я. О различіи догматовъ Вѣры отъ обрядовъ Церковныхъ

Бесѣда 3-я. О клятвахъ Собора 1667 года: на кого онѣ падаютъ

Бесѣда 4-я. О томъ, что св. Церковь имѣетъ право снисходительно дозволить Старообрядцамъ, присоединяющимся къ ней, особые обряды и снимать съ нихъ клятвы Собора 1667 года

Бесѣда 5-я. О неправомъ вѣроученіи первоучителей раскола

Бесѣда 6-я. О составѣ Церкви Христовой

Бесѣда 7-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не можетъ составлять истинную Церковь Христову

Бесѣда 8-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 9-я. О томъ, что общество безпоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 10-я. О томъ, что безпоповщинское общество не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 11-я. О томъ, что старообрядцы—безпоповцы не составляютъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 12-я. Объ антихристѣ, его происхожденіи, характерѣ, дѣятельности

Бесѣда 13-я. О духовномъ царствованіи антихриста (мнимомъ)

Бесѣда 14-я. О непрекращаемости жертвы Евхаристической и священства во время царствованія антихриста

Бесѣда 15-я. О печати антихристовой и о времени царствованія антихриста

Бесѣда 16-я. О продолжительности времени царствованія антихриста

Бесѣда 17-я. Объ антихристѣ противъ безпоповцевъ

OCR
— 28 Прав. Не противорѣчитъ, а оказываетъ снисхожденіе къ по¬
слушнымъ ей чадамъ, какъ истинная мать чадолюбивая. Она
одобрила къ употребленію обрядъ треперстія, какъ происхожде¬
ніе Апостольское, имѣющій и употребляющійся всею Вселенскою
Церковію, и лучше образующій собою догматъ святыя единосущ¬
ныя и нераздѣльныя Троицы первыми тремя большими перстами
вмѣстѣ соединенными, но изъ снисхожденія къ немощной совѣсти
нѣкоторыхъ своихъ чадъ, ей вполнѣ послушныхъ во всемъ, и
единовѣрныхъ, для которыхъ трудно отстать отъ привычки давней,
дозволила таковымъ употребленіе двухперстія. Здѣсь нѣтъ про¬
тиворѣчія себѣ, а только милосердое снисхожденіе со стороны
Церкви, на что она всегда имѣетъ право. Старообр. Есть писано въ священныхъ правилахъ: „аще
кто прибавитъ, или убавитъ, да будетъ проклятъ*. Потому вы
подлежите проклятію измѣнивъ обряды, и богослужебныя книги. Православный. Не всякое; а только ежели въ самыхъ исти-
ныхъ св. вѣры кто сдѣлаетъ какое-нибудь прибавленіе, или уба¬
вленіе,—только тотъ дѣйствительно подлежитъ проклятію; если
же кто въ словахъ сдѣлаетъ какое-либо исправленіе, и при¬
томъ ради большой вразумительности и ясности рѣчи, смысла
же и силы не коснется, тотъ проклятію подлежать не можетъ. Вотъ я представлю вамъ нѣсколько примѣровъ того, кокое
прибавленіе и убавленіе подлежитъ клятвѣ. Злочестивый Арій
не исповѣдовалъ Господа нашего Іисуса Христа быти истиннаго
Бога, единосущна Отцу. Этимъ онъ нарушилъ самую силу вѣры,
а не одни слова исповѣданія: и потому соборомъ св. отецъ былъ
проклятъ. Македоній духоборецъ не хотѣлъ исповѣдовать Духа
Святаго Богомъ истиннымъ, но именовалъ его тварію: за сіе
убавленіе и умаленіе третьяго лица св. Троицы онъ и преданъ
былъ вѣчному проклятію. Манихей еретикъ училъ быти два
Бога,—добраго и алаго: симъ учешемъ онъ разорялъ истинную
вѣру во единаго Бога, и за ато прибавленіе другаго Бога до¬
стойно былъ проклятъ. Ту же церковную казнь заслужили и всѣ,
которые прибавляли или убавляли что-нибудь въ самомъ ученіи
правой вѣры, какъ и бывшіе ваши первые учители, прото¬
попъ Аввакумъ и попъ Лазарь исповѣдовали и проповѣдовали Оідііііесі Ьу ѵ^оодіе